|
Терминариум |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|
![]()
ТВОРЧЕСТВО
Творчество — это «высший, наиболее сложный вид труда», который «слагается из организующих (или дезорганизующих) человеческих усилий» и «продукт которого не является воспроизведением готового образца», а всегда «есть нечто “новое”», тектологически означающее новую комбинацию опыта. Творческий процесс протекает по схеме «конъюгация плюс подбор»: «его первая фаза – комбинирующее усилие, вторая – подбор его результатов, устранение неподходящего, сохранение подходящего. В труде “физическом” комбинируются материальные вещи, в “духовном” – образы», причем «комбинирование и подбор образов происходит несравненно легче и быстрее, чем материальных вещей». Творческий процесс «всегда коллективен, как бы ни были в частных случаях узко-индивидуальны его цели и его внешняя, непосредственная форма (т.е. и тогда, когда это труд одного лица, и только для себя)»: «творческие усилия необходимо должны опираться на прежние результаты коллективного труда» [О пролетарской культуре, с. 192-194]. Как «особый, сверхквалифицированный тип сложного труда» творчество «выражается в “созидательной инициативе”, “строительстве”, “изобретательстве”, “исследованиях”, вообще в решении переменных задач – технических, художественных, научных, политических», причем психофизически оно характеризуется тем, что в нем «не только совместно участвует особенно большое число элементов нервной системы, но и должны постоянно вовлекаться еще новые и новые, образуя не встречавшиеся раньше изменчивые комбинации», для чего «требуются психофизические стимулы, которые выводили бы мозг из обычных равновесий его частичных механизмов». Эту роль играют всякие «новые воздействия извне, вариации впечатлений, нарушающие шаблонный ход жизни», при этом «чем сильнее и сложнее внешнее возбуждение, тем большее число чувствительно-двигательных механизмов оно затронет, создавая тем самым общение между ними; чем менее привычно это возбуждение, тем более необычные, оригинальные комбинации в мозгу в результате его могут получиться». Такие стимулы берутся, во-первых, из «общения с природой», живая связь с которой – «это естественный источник творческих возбуждений, источник наиболее драгоценный и даровой»; во-вторых, из искусственных источников, каковыми являются «театры, музеи, книги, собрания, игра личных чувств и смена личных связей, а также временная перемена обстановки путешествиями и проч.» (включая и такие разрушающие человеческий организм искусственные источники, как алкоголь, наркотики, азартные игры и разврат); и в-третьих, из самих «процессов разрушения как таковых», когда под ударами судьбы «организм теряет свое жизненное равновесие», вследствие чего «также возникают новые и новые комбинации, на которых может основываться творческая работа. Разумеется, она тогда непродолжительна и не может достичь той наибольшей широты, какая свойственна творчеству в условиях роста и расцвета жизни», поскольку человеческий организм в этом случае работает на износ, как машина «без ремонта происходящего в ней стирания частей, всякой порчи и поломок» [Тектология, кн. 1, с. 271-272].
|