|
Терминариум |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|
![]()
СОЦИОСИСТЕМНЫЙ ВАМПИР
Социосистемный вампир (безличный упырь) — всякий отживший, ненужный, бесплодный элемент социального целого, задерживающий его развитие. Такими безличными вампирами могут быть группы, классы, учреждения, идеи, принципы, при этом из всех когда-либо существовавших и существующих «упырей, люди, взятые как отдельные личности, бывают лишь наиболее мелкими и наименее вредными. Разве можно сравнить хотя бы те несколько сот бочек живой крови, которые успеет выпить для поддержания своего могильного бытия какой-нибудь Меншиков или Азеф, с тем ее морем, которое поглотила, например, испанская инквизиция и которое нельзя даже приблизительно выразить цифрами, – потому что если эта инквизиция сожгла 340 тысяч человек, то она загубила косвенно многие их миллионы и на несколько веков обессилила мозг и тело великой нации». В еще более грандиозные жертвы обошлась человечеству в эпоху своего отмирания вся в целом католическая идея, одним из многих проявлений которой была сама инквизиция. Таким образом, упыри безличные гораздо более вреднее, чем персональные, поэтому, «исследуя их мрачное царство, надо постоянно различать их по степени их значительности, широты их влияния. С другой стороны, так как отживание различных элементов социального целого, их заражение смертью происходит не сразу, а постепенно, то следует различать также степени вампиризма в смысле его глубины и законченности. Степени эти бесконечно разнообразны, и существуют промежуточные формы, в которых живое и мертвое смешано настолько, что зачастую очень трудно определить, какой из двух областей они больше принадлежат». Но есть и бесспорные вампиры – «наиболее безнадежно мертвые, наиболее пропитанные тлением», из которых во всей иерархии мира упырей высшее место принадлежит таким, влияние которых на жизнь человечества имеет безусловно омертвляющий характер. Такие великие упыри находятся не среди человеческих личностей, а «среди могучих социальных сил, движение которых увлекает, как пылинки, человеческие атомы. Величайшие социальные силы – это те, которые заложены в самом строении общества, в основной его организации». Это – культурные принципы, действие которых простирается на все области социального целого и сказывается на деятельности и на судьбе всех его элементов. Из всей их триады именно принцип авторитаризма и принцип индивидуализма являются «великими упырями нашего времени». В ходе исторической «борьбы авторитета с индивидуализмом произошел за XIX век глубокий поворот, – когда на арену истории выступил третий культурный принцип – коллективизм» [Великий упырь нашего времени, с. 68-69, 75].
|