|
Терминариум |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|
![]()
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Социалистическая революция — не просто «революция собственности, смена хозяина в обществе», т.е. «дело классового интереса и материальной силы масс», а «творческая революция мировой культуры, смена стихийного образования и борьбы социальных форм их сознательным созиданием», т.е. «дело новой классовой логики, новых методов соединения сил, новых способов мыслить» [Вопросы социализма, с. 349]. Только культурно самостоятельному классу, в совершенстве владеющему всем комплексом своих организационных орудий, по плечу «дело самого радикального, невиданно сложного и трудного во всей истории организационного переустройства в мировом масштабе». И до тех пор, пока он «не владеет своими организационными орудиями, а, напротив, они владеют им», он «не может и не должен предпринимать попытки непосредственного решения мировой организационной задачи, попытки осуществить социализм. Это было бы авантюрой без малейшего шанса на успех, попыткой построить мировой дворец без знания законов архитектуры» [Вопросы социализма, с. 331-332]. Социализм «не есть дело выигранной битвы или настроения, порыва, массового устремления воли. Конечно, все это есть в нем; но настроения и порывы, не кристаллизованные прочной идеологией, стремления, не организованные в устойчивую классовую волю – в твердо сознанный идеал и ясно установленный путь к нему, никогда не могут решить задачи: классовая стихийность не может создать всесоциальной планомерности. Социализм – дело метода». Для глобального переустройства мира нужны принципиально новые методы, необходим идеологический поворот класса-преобразователя к новой культуре, ибо социализм осуществится лишь «тогда, когда старому культурному миру, с его опытом тысячелетий и вполне сложившимися методами, будут противопоставлены не только политическая сила и “хозяйственный план”, а новый мир культуры, с новыми, высшими методами». Что же касается материальных условий, то «если созданы условия культурные, то, значит, материальные уже налицо», поскольку «организующие формы не могут возникнуть раньше того содержания, для организации которого они послужат» [Вопросы социализма, с. 333-335].
|