|
Терминариум |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|
![]()
РАЗЛИЧЕНИЕ
Различение — психический процесс, производный от обобщения, но «с обратной тенденцией», суть которого в том, что «элементы различия образов выступают с возрастающей интенсивностью, элементы сходства – с убывающей» [Познание с исторической точки зрения, с. 148, 138]. Для успешной адаптации к внешней среде каждому живому организму необходимо различать полезные и вредные для его жизнедеятельности процессы. Эту функцию выполняет сознание. Но чтобы различать какой-либо протекающий во внешней среде процесс, надо фиксировать его последовательность, т.е. «надо различать и сравнивать отдельные его стадии; а каждое такое различение есть особый акт сознания, требующий известного, определенного времени». Если же этого времени слишком мало, то различение невозможно: сознание не фиксирует этот процесс, и для живого организма он как бы не существует, либо сознание не фиксирует какую-либо стадию этого процесса, его изменение, тогда последнее происходит в данном случае как бы мгновенно, и организм фиксирует его как возникновение. Всякое различение процессов со стороны их вреда или пользы выражается в психике чувством страдания или удовольствия. Более того, с развитием психики в высшей степени полезным для нее приспособлением явилось уже различение «степеней, количества удовольствия и страдания, – т.е. различение характера переходов от одного факта удовольствия или страдания к другому. Положим, в известный момент в сознании возникло удовольствие, равное по интенсивности трем единицам общей меры подобных явлений, а в последующий момент – удовольствие, равное пяти таким единицам; процесс перехода между этими двумя последовательными фактами сознания, их различие выразится + 2-мя единицами. Если сознание отмечает это различие, т.е. если в памяти остается представление о нем, то перед нами уже зародыш познания, зародыш этот развивается и усложняется с развитием сознания вообще». Собственно сам «процесс установления различий и сходств, вообще всяких отношений между фактами, взятый в его целом, составляет познание», при этом «уже самое элементарное познание предполагает память» [Основные элементы, с. 134, 148].
|