|
Терминариум |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|
![]()
КАРТИНА МИРА
Картина мира — высшая, всеорганизующая познавательная форма: 1) с тектологической точки зрения «непрерывная цепь развития форм, переходящих путем борьбы и взаимодействия от низших ступеней организованности к высшим» [Философия живого опыта, с. 243] и образующих во «взаимных сплетениях» единый «мировой организационный процесс, неограниченно дробящийся в своих частях, непрерывный и неразрывный в своем целом» [Тектология, кн. 1, с. 73]; 2) с эмпириомонистической точки зрения «бесконечные, непрерывные ряды комплексов, материал которых тожествен с элементами опыта, а форма характеризуется самыми различными степенями организованности, прогрессивно переходящими от “хаоса элементов” к сложности и стройности “человеческого опыта”». Все эти комплексы, взаимодействуя, вызывают друг в друге изменения – «взаимно отражаются одни в других». В высших комплексах, т.е. в психических, эти отражения образуют «впечатления», общение людей «путем этих “впечатлений” приводит к их социальной систематизации» – к организации их в физический опыт. Таким образом, «разграничение “явлений” и “вещей в себе” оказывается излишним: перед нами только мир прямого опыта и косвенного опыта, мир непосредственно ощущаемого и мир дополняющей его “подстановки”», при этом «область “подстановки” совпадает с областью “физических явлений”; под явления “психические” ничего подставлять не требуется, ибо это – “непосредственные комплексы”». В общении людей именно эти комплексы являются первичным материалом подстановки, которая именно «на них основывается и социальным путем из них развивается». Такова эмпириомонистическая картина мира, на данный момент «наиболее стройно объединяющая опыт» [Эмпириомонизм, с. 237-238].
|