|
Терминариум |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|
![]()
ФИЛОСОФИЯ
Философия — «временное и несовершенное объединение опыта, которое должно уступить место высшему научному его единству» [От философии к организационной науке, с. 117]. При своем зарождении философия была «просто совокупностью тогда еще не разъединенного по специальностям научного знания, связанного наивными обобщающими гипотезами. В эпоху специализации наук она является надстройкой над научным знанием, выражающей стремление человеческой мысли к единству». Не достигнув этого на деле, философия распалась на практическую и теоретическую ветви. Задача первой – «общее моральное руководство поведением людей. Для тектологии мораль – только предмет исследования, как организационная форма в ряду других». Задача второй – «найти единство опыта» в «форме какого-нибудь универсального объяснения», т.е. тенденция теоретической философии – созерцательная. Тенденция тектологии направлена не к созерцанию, а к практическому овладению методами организации окружающего мира. К тому же «философские идеи отличаются от научных тем, что не подлежат опытной проверке». В этом коренное отличие тектологии от философии, так как для первой «постоянная проверка ее выводов на опыте обязательна: организационные законы нужны прежде всего для того, чтобы их применять». Все философские концепции «будут исследованы, проверены и организационно истолкованы», поэтому, «как всякие иные организационные формы опыта», они войдут в тектологию и «потеряют свой философский характер. Вообще, по мере своего развития тектология должна делать излишней философию, и уже с самого начала стоит над нею, соединяя с ее универсальностью научный и практический характер» [Тектология, кн. 1, с. 141-142]. Как исторически преходящий этап развития монизма «философия доживает последние дни» [Философия живого опыта, с. 255].
|