Терминариум

 

English

Терминариум

Тектология

Философия

История

Культура

Искусство

Политология

 

 

 

 

 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

s_kostov@ngs.ru

 

 

© kostov.ru

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДУАЛИЗМ

 

      Дуализм — «двуцентренная» форма социальной дегрессии, т.е. такая идеологическая система, которая «концентрирует весь опыт около двух каких-нибудь высших, предельных понятий или принципов, например “материя” и “дух” или “добро” и “зло” и т.п.». Подобная познавательная система представлений устойчива лишь до тех пор, пока существует определенность разграничения между центральными концепциями: как только «люди убеждаются, что душевные процессы зависят от телесных, и обратно, что добро и зло относительны и проч., так в дуализме возникает дезорганизация, борьба его центральных тенденций, неустойчивость форм; выходом является подчинение одного принципа другому или их обоих иному, третьему», т.е. переход к монизму [Тектология, кн. 2, с. 121]. Как мировоззренческое состояние коллективного разума дуализм можно сравнить с раздвоенностью сознания индивидуума, что даже с точки зрения обывателя со свойственным ему эклектизмом не считается нормальным. Исторически генезис дуализма в опыте и познании непосредственно связан с нарушением тектологического принципа соответствия, ибо «дуализм опыта и познания начинается не там, где существуют два типа организации опыта», т.е. индивидуально- и социально-организованный опыт, а «там, где тот и другой тип не находятся в организованном соотношении, т.е. не объединены гармонически»; иначе говоря, дуализм в опыте и познании «получается в том случае, если индивидуально-организованный опыт перестает быть нераздельной частью опыта социально-организованного, если первый складывается в самостоятельные формы, независимые от форм второго, не приспособленные к ним гармонически, словом, если “психическое” превращается в особый мир со своими собственными категориями и законами, не образующими органическое единство с категориями и законами “физического”. Тогда мир опыта, лишенный целостности, превращается в мир противоречий и борьбы». Единственный «выход из этого дуалистического положения возможен только в том случае, если произойдет систематическое приспособление опыта индивидуально-организованного к организованному социально, так что первый найдет себе место в объединяющих формах второго», как, например, «клетка в системе тканей организма» [Эмпириомонизм, с. 28].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

eXTReMe Tracker