Терминариум

 

English

Терминариум

Тектология

Философия

История

Культура

Искусство

Политология

 

 

 

 

 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

s_kostov@ngs.ru

 

 

© kostov.ru

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БОРЬБА ЧЕЛОВЕКА С ПРИРОДОЙ

 

      Борьба человека с природой — это «всеобщий и основной двигатель прогресса» в отличие от борьбы внутри общества, являющейся «не только двигателем, но отчасти и тормозом прогресса» [Вопросы социализма, с. 76]. До тех пор, пока человек находится в борьбе с природой, он не образует с ней единой системы; но «побеждая» природу, он «овладевает различными ее активностями, концентрируя их как свои активности, становится для “побежденных” комплексов природы центральным, определяющим комплексом»: в этом случае образуется единая система, причем не простая эгрессивная, а более сложная – система цепной эгрессии [Тектология, кн. 2, с. 124]. С энергетической точки зрения суть отношений общества к природе выражается в усвоении и затрате энергии: «если усвоение энергии из внешней природы преобладает над затратами, то сила общества возрастает»; и наоборот, она уменьшается, «если трата перевешивает усвоение». Как сложный социальный процесс борьба человека с природой включает в себя непосредственную борьбу и косвенную: первую представляет технический процесс, а вторую – все остальные напрямую не относящиеся к этой борьбе внетехнические процессы. Например, «коллективное добывание пищи в виде охоты есть акт непосредственной борьбы за жизнь», а «коллективное обсуждение способов добывать пищу, составление плана охоты и т.п. – акт, косвенно входящий в систему этой борьбы». Что касается различия между ними, то оно «отнюдь не в степени социальности тех или других функций – они одинаково социальны и не в их жизненной ценности – они могут быть одинаково важны для жизни; различие только в направлении функций: в первом случае их объектом является внешняя природа, во втором – другие социальные функции. В акте охоты предмет воздействия – птицы, звери и т.д., в акте составления плана охоты – представления людей об этом трудовом процессе». Функции первого рода обозначаются как технические; функции второго рода – как экономические и идеологические [Эмпириомонизм, с. 263].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

eXTReMe Tracker