|
Тектология |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|
ТЕКТОЛОГИЯ АРОГЕНИЧНОГО ОБЩЕНИЯ Костов С.В. Новосибирский государственный университет
Человек — это мир, но не весь космос, а микрокосм, т.е. часть универсума. Частью его делает то, что его связывает с целым, с универсумом. Если бы человек был один, то его опыт и мир совпадали бы между собой, и человек не был бы микрокосмом. Естественно, он отличал бы от своего тела окружающие предметы, но все они были бы предметами его опыта, и «всякое расширение этого опыта было бы тогда расширением мира в целом. Общение с другими существами — вот что делает человека микрокосмом». Общаясь с другими, человек узнаёт, что есть вещи, которые не принадлежат к его опыту, но существуют, поскольку принадлежат к опыту других. Человек убеждается, что существует множество потоков опыта, которые сливаются для него в бесконечный океан, называемый космосом. Между человеком, индивидуальным и ограниченным миром опыта, и космосом, всеобщим и безграничным миром опыта, «универсальная связь создаётся средой общения» [1], а потому и мерой человека является, собственно, степень интенсивности и экстенсивности общения, а мерой культуры человека — арогеничность [2] такого общения. Одним из основных структурных элементов арогеничного общения является неподдельное и непрестанное восхищение стройностью мироздания, его гармонией, порождающее уважительное отношение к природе, к этому великому учителю, у которого человек учится приёмам организации. Именно такому отношению соответствуют такие тектологические обобщения, как принцип гармонии [3], согласно которому все мировые процессы путём подбора выстраиваются в единое созвучие — «гармонию сфер», и принцип матрёшек [4], который в форме эгрессивной связи [5] более общего с более частным утверждает приоритетность универсума над его фрагментом, среды над системой, системы над её элементом; при этом источником любых изменений в частном является более общее, в конечном счёте — универсум. Второй основной структурный элемент арогеничного общения — это сопричастное отношение ко всем процессам, происходящим в универсуме. В тектологии ему соответствует эмпирическое обобщение, выраженное понятием «мировая ингрессия» [6], констатирующим всеединство всего происходящего в мире и при этом фиксирующим не только то, что в изменяющемся универсуме всё взаимосвязано, но и то, что любое из этих изменений есть всеобщий и двуединый факт, т.е. обоюдное изменение и целого, и части. Иначе говоря, вследствие мировой ингрессии не только целое сопричастно изменениям в частном, но и частное, в свою очередь, сопричастно изменениям целого, хотя и не в равной мере в силу эгрессивной связи целого и части. Кроме того, эта восхищающая человека вселенская всесвязанность, лежащая в основе его сопричастного отношения к окружающему миру, есть неизбежное следствие «генетического единства» всех элементов вселенной, что, в свою очередь, констатирует другое универсальное обобщение — принцип всеобщего тектологического единства, согласно которому между любыми, даже самыми отдалёнными фрагментами универсума существует определённая «степень общеструктурного родства» на основе их общей связи происхождения [7]. Например, между сейчас живущим каким-нибудь вполне конкретным человеком и камнем, лежащим на ещё не открытой планете, существует, существовала и будет существовать общая связь генетического родства (протон-электронная, кварковая и т.д.), которая существовала уже тогда, когда этот человек ещё не родился, и будет существовать тогда, когда они оба исчезнут, так и не «встретившись». Третий структурный атрибут арогеничного общения — приоритет исключительно тех отношений к окружающему миру, которые строятся на основе любви, добра, истины и красоты над отношениями, строящимися на основе ненависти, зла, лжи и вырождения. В тектологии этому структурному элементу соответствует эмпирическое обобщение, констатирующее приоритет порядка над хаосом, т.е. превосходство организованного над дезорганизованным, вследствие чего в универсуме сохраняются лишь более организованные его фрагменты, т.е., собственно, системы [8]. Иначе говоря, соответствующий этому атрибуту арогеничного общения тектологический принцип фиксирует тот факт, что в мире устойчивы лишь те комплексы, активности которых тяготеют более к синергии [9], чем к диссинергии [10]. А любовь, добро, истина, красота в совокупности и представляют собой именно тот социально общезначимый аттрактор [11], гармонизирующий как человеческие отношения, так и отношения между человеком и природой. Все без исключения социальные процессы, попадающие в сферу действия этого аттрактора, ориентируются в сторону повышения социальной организованности и усиления эволюционных возможностей человеческого общества. Например, с тектологической точки зрения красота и есть, собственно, «организованность. И она же называется в науке истиной, в жизненной борьбе и труде — силою. Где есть она, там необходимо и неизбежно будет и победа» [12]. Если эту мысль глобализировать, т.е. обобщить до масштабов глобального социогенеза, то известное изречение Достоевского выльется в формулу: организованность спасёт мир. На высших ступенях культуры неизбежно возникает тенденция «превратить всю жизнь людей в художественное произведение искусства, и принцип искусства — красота — становится нормою человеческого поведения» [13]. Четвёртый атрибут оптимального общения — святое отношение к природе и окружающему миру вообще — имеет в тектологии соответствующую аналогию, выраженную тем, что человек, будучи учеником великого учителя, которым является для него универсум, именно в нём открывает всевозможные организационные принципы, которые использует не в своих сугубо эгоистических интересах, считая себя центром мироздания, а, свято относясь к универсуму, пользуется ими в обоюдное благо, т.е. и в свою пользу, и не в ущерб окружающей среде. Такое арогеничное к миру отношение отражено в тектологических принципах комплементарности [14] и коэволюции [15]. Согласно этим принципам и вообще всему тектологическому мировоззрению в целом человек строит свои отношения с универсумом исключительно на основе комплементарного сотрудничества, гармонично вписывая антропосферные процессы в биосферные и космические. Тектология при этом наделяет человека именно тем необходимым в данном случае всепониманием, который позволяет стихийность — этого бесстрастного, а нередко и безжалостного «врага» — превращать в надёжного друга. Пятый структурный элемент арогеничного общения — это благоговейное отношение к малому и великому творению природы как к совершенству. Ему соответствует в тектологии принцип уникальности [16] — эмпирическое обобщение, фиксирующее неповторимое своеобразие каждой организационной формы и, как следствие, требующее бережного к ней отношения. Всякая созданная природой форма исторически прошла свой особый исключительно только ей присущий путь развития и потому представляет собой образец определённого совершенства, которому опять-таки человеку следует учиться. Отсюда вытекает и частный вывод: жизненный опыт каждой личности также уникален и должен найти своё место в общей сокровищнице человеческого опыта. Творчество, или созидание нового, — это шестой элемент арогеничного общения, имеющий в тектологии соответствующую аналогию — принцип организационной симметрии [17], из которого следует понимание творчества не как сугубо индивидуалистической деятельности, поражённой эгоцентризмом и полезной только для себя, для собственного самовыражения, а понимание творчества как деятельности, полезной всем людям, увеличивающей эволюционный потенциал человечества и не нарушающей при этом гармонию универсума. Такое творчество и есть то самое самораскрытие универсума: именно это и подразумевают, когда говорят о нём как Божьем даре. И наконец, седьмой структурный элемент арогеничного общения — это активное соучастие в сотворении Ладомира [18]. Оно имеет в тектологии соответствующую аналогию, выраженную принципом всеобщей социальной синергии, что в отношении к человечеству означает в высшей степени сознательное, основанное на общей цели созидательное сотрудничество. Такое сотрудничество лишено всяких внутренних противоречий, разногласий, оно положительным образом неаддитивно [19] (т.е. целое больше суммы его частей), ему под силу решение любой задачи любого характера и любого масштаба. Наиболее яркими примерами арогеничного общения являются такие исторические его формы как русское православие, причём и дохристианское в эпоху политеизма, и христианское в эпоху монотеизма, а также форма тектологического отношения общества и человека к миру в современную эпоху. Что касается индивидуальных форм, то совершенные образцы такого общения содержатся в трудах наших святых отцов, в произведениях отечественных классиков искусства и науки. P.S. Главное: «не навреди», — предупреждал ещё Гиппократ.
Примечания
1. Богданов А.А. Вопросы социализма: Работы разных лет. М., 1990. C. 30. 2. Арогеничность — эволюционная направленность активности в сторону организационного прогресса системы, повышающая адаптационные возможности системы на базе усложнения её организационнойструктуры; иными словами, общеполезность какой-либо внутрисистемной деятельности, которая увеличивает синергию системы на пути её прогресса вследствие совпадения с «общей ориентировкой активностей» системы (Богданов А.А. Тектология: Всеобщая организационная наука. В 2-х кн. М., 1989. Кн. 1. С. 150). 3. Принцип гармонии — фундаментальное эмпирическое обобщение, констатирующее всеобщую закономерность происходящего в мире, суть которой в том, что устойчиво развиваются лишь те системы, внутренние процессы которых не только функционально дополнительны, но и циклически вписываются в процесс изменения внешней среды, т.е. когда они согласованы по темпу своего развития. С энергетической точки зрения все согласованные таким образом процессы резонируют с процессами внешней среды, получая при этом необходимую энергию для своего дальнейшего развития, в то время как несогласованные процессы, лишённые такого механизма энергопритока, затухают. Действуя таким образом, подбор проявляет себя как настройщик вселенной, непрерывно и точно выстраивая все мировые процессы в единое созвучие, вследствие чего мировая среда, которую пифагорейцы называли космосом (буквально «порядок», «прекрасное устроение»), воспринималась ими как «гармония сфер». 4. Принцип матрёшек — одно из основных эмпирических обобщений в тектологии, суть которого в том, что универсум рассматривается как иерархизированная суперсистема, состоящая из множества взаимовложенных по матрёшечной схеме, взаимоподобных по структуре и взаимосвязанных друг с другом систем, или комплексов. При этом учитывается, что «высшие степени организованности, возникая путём усложнения и развития низших, естественно включают в себя эти последние, как большее включает в себя меньшее» (Богданов А.А. Эмпириомонизм. М., 2003. С. 103). 5. Эгрессивная связь — необратимая «централистическая» связь комплексов в системе, концентрирующая её активности в одном комплексе, центральном, с устранением которого вся система распадается. Например, Солнце и планеты, руководитель и подчинённые. 6. Мировая ингрессия — это «связь всего существующего», идея которой позволяет представить «всю доступную нам вселенную как бесконечно развертывающуюся дифференцированную систему, а все процессы выравнивания, идущие в каждом её пункте, – как непрерывную контрдифференциацию» (Богданов А.А. Тектология. Кн. 2. С. 52). 7. См. Богданов А.А. Тектология. Кн. 2. С. 95. 8. Система — любая совокупность взаимосвязанных элементов, включающая в себя набор элементов, их количество и структуру. Поскольку любой фрагмент вселенной – это взаимодействующая с ней определённая комбинация взаимосвязанных элементов, т.е. система, то всё в мире есть системы, и весь мир – тоже система, которая представляется человеку «как беспредельно развёртывающаяся ткань форм разных типов и ступеней организованности» (Богданов А.А. Тектология. Кн. 1. С. 73). 9. Синергия — такая система функциональных связей между элементами организации, которая увеличивает общий результат их совместных действий до величины большей, чем сумма результатов действий, оказываемых каждым из элементов в отдельности; проще говоря, такая комбинация активностей, суммарный эффект воздействия которой на среду превышает сумму воздействий на среду тех же активностей, действующих независимо. 10. Диссинергия — комбинация активностей, суммарный эффект воздействия которой на среду меньше суммы воздействий на среду тех же активностей, действующих независимо; проще говоря, состояние системы, противоположное синергии, или асинергия. 11. Аттрактор — точка притяжения; в данном случае это — арогенизатор всех социальных процессов, фокусирующий их развитие в сторону увеличения организованности социальной системы в целом. 12. Богданов А.А. Вопросы социализма. С. 426. 13. Богданов А.А. Эмпириомонизм. С. 270. 14. Принцип комплементарности — это эмпирическое обобщение, отражающее вполне определённую тенденцию эволюции систем к образованию обменной связи, когда устойчивость системы повышается тем, что одна её часть усваивает то, что «дезассимилируется» другой, и наоборот (Богданов А.А. Тектология. Кн. 2. С. 18). 15. Принцип коэволюции — это принцип взаимно оптимального организационного развития нескольких комплексов, который гласит: самая оптимальная комбинация их суммарных активностей есть арогенично комплементарная, предоставляющая максимум эволюционных преимуществ каждому комплексу и всей их системе в целом. 16. Принцип уникальности — «в опыте никогда не встречается двух абсолютно сходных комплексов. Различия могут быть практически ничтожны – “бесконечно малы”, но при достаточном исследовании они всегда могли бы быть обнаружены» (Богданов А.А. Тектология. Кн. 2. С. 5). 17. Принцип организационной симметрии — это принцип согласованного развития элементов системы и всей системы в целом, или принцип цепной коэволюции, суть которого в сонаправленности развития внутрисистемных элементов развитию всей системы в целом, т.е. уже её собственной сонаправленности развитию среды или другой системы, в которую она включена как составной элемент и т.д. Такая организационная симметрия увеличивает адаптационные возможности системы и обеспечивает её оптимальное развитие в среде, суть которого легче понять, если ввести понятие оптимального взаимодействия (активность комплекса, адаптивно полезная и ему, и комплексу, с которым он взаимодействует, и наоборот) и постоянно менять точку зрения. В результате обнаруживается симметричная по характеру связи картина цепной конъюгации: во-первых, элементы системы комплементарно взаимосвязаны, и, во-вторых, сама система, в свою очередь, таким же образом связана с другой системой и т.д. Согласно тектологии, такая организационная схема обладает большим эволюционным потенциалом. Именно поэтому принцип организационной симметрии является фундаментальным принципом оптимологии. 18. Ладомир — общество высшего типа, лишённое внутренних противоречий и непрерывно устраняющее внешние; проще говоря, человечество как единый глобальный коллектив с предельно организованным сотрудничеством. 19. Неаддитивность — структурное свойство комплекса проявлять себя во внешних отношениях либо организованным целым, которое больше суммы своих частей, либо дезорганизованным, которое меньше этой суммы. Неаддитивность является результатом определённой комбинации активностей-сопротивлений, взятой с практической стороны, когда активности организованы лучше или хуже, чем сопротивления (Богданов А.А. Тектология. Кн. 1. С. 114). В первом случае говорят о положительной неаддитивности, а во втором – об отрицательной.
|