|
Тектология |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|
ТЕКТОЛОГИЯ КАК ОБЩЕНАУЧНАЯ ПАРАДИГМА Костов С.В. Новосибирский государственный университет
Русская научная мысль всегда устремлялась к созданию обобщающих теорий и учений, которые позволяли бы с единых позиций изучать широкие и разнообразные классы явлений. Примеров этому в истории русской науки множество — это молекулярно-кинетическая теория М.Ю. Ломоносова, его же закон сохранения материи и движения, геометрия Н.И. Лобачевского, периодическая система элементов Д.И. Менделеева, модель расширяющейся Вселенной А.А. Фридмана, теория космонавтики К.Э. Циолковского, гелиобиология А.Л. Чижевского, теория «длинных волн» Н.Д. Кондратьева, учение о биосфере В.И. Вернадского, теория биогеоценозов В.Н. Сукачева, принцип усилителя Н.В. Тимофеева-Ресовского, теория этногенеза Л.Н. Гумилева и, конечно, тектология А.А. Богданова. Еще в середине 70-х годов позапрошлого столетия русский минералог и кристаллограф, создатель универсально-обобщенной эволюционной концепции перфекционизма Евграф Степанович Федоров отметил две взаимно противоположные тенденции в развитии науки — «дробление» и «объединение знаний» и в противовес возрастающей дифференциации науки предложил путь к объединенному знанию: на основании обнаруженного им определенного структурного единства мира он сформулировал некоторые общие законы, которым оно подчиняется. Дальнейшую всеобъемлющую интеграцию научных знаний в этом направлении продолжил другой русский ученый Александр Александрович Богданов, который в начале прошлого века разработал «всеобщую организационную науку», или науку о наиболее общих законах организации, названную им тектологией. Обобщая эмпирический материал, накопленный человечеством за весь период своего развития, создатель тектологии сумел подняться на небывалый до того времени уровень общенаучного универсализма. Взятый в совокупности теоретико-методологический арсенал тектологии огромен и с течением времени будет постоянно пополняться, но в целом вся грандиозная по степени обобщения концепция русского мыслителя строится на нескольких исходных посылках. Во-первых, Богданов обратил внимание, что все в мире имеет тенденцию упорядочиваться, т.е. развиваться от простого к сложному. Отсюда и основная богдановская мысль: все процессы в мире — организационные, а эволюция мира — это борьба организационных форм материи. Во-вторых, Богданов обнаружил никем ранее не замеченный факт, что на фоне бесконечного разнообразия окружающей нас действительности количество организационных форм материи можно пересчитать по пальцам. Соответственно, возникла еще одна фундаментальная мысль: поскольку все организационное многообразие материи поддается определенной классификации, постольку его можно сводить к определенным типам организации, которые, собственно, и следует изучать. На этих двух базовых идеях строилась Богдановым и будет строиться в дальнейшем его последователями индуктивная часть тектологии, которая на этом этапе представлялась ему как обобщение всего доступного человечеству научного опыта. В-третьих, Богданов отметил тот факт, что не существует замкнутых организаций [1], все организации в той или иной степени открыты, т.е. все тела и любые их группировки всегда более или менее активно взаимодействуют с окружающей средой и не могут существовать без обмена с ней энергией и веществом [2]. И, наконец, четвертая фундаментальная мысль Богданова («гениальное прозрение», по Моисееву [3]) — это зафиксированный им факт единства всех организационных связей, другими словами, Богданов обнаружил изоморфизм физических, биологических и социальных законов [4]. Именно такой изономизм (тождественность законов, действующих в разных комплексах независимо от природы составляющих их элементов) и выражает тектологическое всеединство мировых процессов. На базе этих двух идей Богдановым разрабатывалась дедуктивная часть тектологии, т.е. уже как общенаучной методологии с универсальным способом рассмотрения всех наблюдаемых в мире процессов — с организационной точки зрения. За пеленой множества сопутствующих процессу явлений вскрыть организационные связи, определить их тип и, основываясь на общих организационных законах, понять процесс, выяснить тенденцию его развития и, если это необходимо, дать рекомендации для его коррекции — это и есть тектологический подход. В целом же теоретическая база тектологии уже в богдановской стадии своей разработки необычайно огромна. Помимо приведенных выше в нее входят такие идеи, как принцип непрерывности, закон наименьших, принцип бирегуляции (идея обратной связи), принцип комплементарности (принцип дополнительных соотношений), идея цепной связи, принцип круговой причинности, закон схождения и расхождения форм, принцип согласованных противоречий, принцип равновесия и ряд других не менее важных идей. Кроме того, Богдановым вскрыты основные организационные механизмы: механизм формирования систем, механизм их устойчивости и развития, механизм кризисов, а также универсальный регулирующий механизм (отрицательный и положительный подбор). Помимо открытых и относительно замкнутых систем, о чем упоминалось выше, Богдановым предложена классификация систем по другим параметрам: по степени их организованности (организованные, когда «целое больше суммы своих частей», неорганизованные — меньше, нейтральные — равно), по уровню организованности (низко- и высокоорганизованные), по типам структуры (эгрессивные и дегрессивные системы, или централистические и скелетные), по способности к адаптации (жесткие и пластичные системы). Следует отметить, что перечислены только основополагающие идеи всеобщей организационной науки Богданова. И хотя тектология есть наука самых высоких степеней абстракции, тем не менее, в ее онтологии глубоко укоренена диалектика всеобщего и отдельного, общего и единичного: обобщая единичный опыт, тектология развивается и обогащается новыми законами, или, перефразируя Энгельса, одевается в новые формы всеобщности [5], знание которых позволяет правильно решать практические задачи, связанные с исследованием опять же единичного и особенного, в результате чего всеобщие знания тектологии постоянно совершенствуются. Тектология, как и ее сестра по всеобщности математика, обрастает и будет обрастать все новыми и новыми дисциплинами: например, из отдельных ее проблемных узлов и соответствующих им общетеоретических разработок возникли такие общенаучные направления, как общая теория систем, кибернетика, теория катастроф и синергетика. Дифференциация — это естественный путь развития любой фундаментальной науки. Метанаучный статус тектологии естественным образом порождал вопрос об отношении всеобщей организационной науки к философии. Тот факт, что в тектологии абсолютно все можно рассматривать как системы и в силу этого можно устанавливать общие законы их развития, дал основание Богданову считать, что его всеобщая наука заменяет философию, причем его аргументация достаточно убедительна. Во-первых, тектология совершенно индифферентна к основному вопросу философии (это разграничивает тектологию и философию). Во-вторых, в философии эксперимент невозможен, в то время как для тектологии практическая проверка ее выводов не только возможна, но и обязательна (это отличает тектологию от философии). В-третьих, философские идеи и схемы для тектологии — такой же предмет исследования, как любые другие организационные формы опыта (это ставит тектологию выше философии). Все философские концепции, в том числе и диалектика, будут исследованы, проверены, организационно истолкованы, войдут в тектологию и потеряют свой философский характер. Все это и позволило Богданову сделать вывод: «по мере своего развития тектология должна делать излишней философию, и уже с самого начала стоит над нею» [6]. В сфере социальных наук объединяющая и контролирующая роль тектологии будет непрерывно возрастать. Вся человеческая деятельность сводится к организующим процессам. Энгельс выразил это формулой: производство людей, производство вещей и производство идей. Богданов уточнил: «организация человеческих сил», «организация внешних сил природы» и «организация опыта». Если современные цивилизации сталкиваются в разрушительной борьбе, дезорганизуя друг друга, то это лишь потому, что каждая из них стремится организовать мир и человечество для себя, по-своему. Это, по Богданову, результат обособленности организующих сил, результат того, что еще не достигнуто их единство в общей всечеловеческой организации [7]. Преодоление анархии социальных сил и интересов — это вопрос жизни и смерти, требующий всеорганизационного решения. «Бесполезной, даже гибельной может оказаться идеальная организация техники, когда разнуздываются экономические стихии, увлекая народы в безумно-истребительные столкновения; и немыслимо достичь в экономике порядка и стройности, пока общественное сознание, окованное пережитками прошлого, движется в несовместимо-противоречивых соотношениях. Выход — в единой организации вещей, людей и идей, где связываются динамически-гармонично элементы каждого ряда и одновременно все три ряда между собой» [8]. Именно поэтому тектология должна стать системообразующим началом в выработке каждым мыслящим человеком своего индивидуального мировоззрения, а ее идейная база — стать «главной парадигмой современного рационалистического мышления» [9], проще говоря, стилем научного мышления.
Примечания:
1. В тектологии наряду с термином «организация» широко используются и два других, синонимичных ему термина, «системы» и «комплексы». 2. Согласно концепции Богданова, о закрытых и изолированных системах можно говорить только условно: о закрытых — когда комплекс обменивается с окружающей средой в основном только энергией, а веществом незначительно (в грубом приближении им пренебрегают); об изолированных — когда обмен энергией тоже незначителен. 3. Моисеев Н.Н. Тектология Богданова — современные перспективы // Вопросы философии. 1995. № 8. С. 9. 4. См.: Богданов А.А. Тектология: Всеобщая организационная наука. В 2-х кн. М., 1989. Кн. 1. С. 21. 5. См.: Энгельс Ф. Диалектика природы. Л., 1950. С. 186. 6. Богданов А.А. Тектология. М., 2003. С. 86. 7. См.: Там же. С. 71. 8. Там же. С. 26.
9. Моисеев Н.Н. Указ. Соч. С. 12.
2004 г.
|