|
Тектология |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|
ТЕКТОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА Костов С.В. Новосибирский государственный университет
Термин «научная картина мира» включает в себя такие слова-понятия, как «научность», критерием которой является человеческая практика, и «мир», в данном случае весь накопленный человечеством опыт. В изменчивом его многообразии единственной надёжной точкой опоры для научного познания служит всеобщая причинная связь явлений; иначе говоря, познание находит точку опоры для своей деятельности не в самих вещах, а в их отношениях. Как ни различны наблюдаемые в опыте вещи, существует всего лишь несколько общих способов их взаимосвязи, отдельные комбинации которых можно выделить в комплексы, комбинации отдельных комплексов – в системы, всевозможные комбинации которых образуют гигантский мегакомплекс (панкомплекс), или суперсистему, т.е. весь окружающий нас мир. Это бесконечное сплетение комплексов объединено непрерывностью всеобщей причинной связи в единый опыт. Тектология выделяет три всеобщих способа объединения комплексов: ингрессия, эгрессия и дегрессия. Ингрессия – это способ соединения двух комплексов в одну систему с помощью третьего комплекса-посредника. Ингрессия, взятая в мировом масштабе, в современной науке выражается как принцип непрерывности, тектологическая формулировка которого проста и очевидна: между всякими отдельными комплексами универсума всегда можно установить ряд промежуточных комплексов, вводящий их в одну цепь ингрессии. Этот принцип господствует во всей пространственной и временной группировке комплексов всего мирового процесса; он же владеет и причинной связью в её современном понимании, т.е. в энергетическом, соединяющем в непрерывный ряд все процессы в универсуме. Другие два всеобщих способа объединения комплексов – это эгрессия и дегрессия, универсальность которых развёртывается до мирового масштаба, охватывая весь накопленный человечеством опыт. Эгрессия – это такая комбинация связей между комплексами, которая концентрируется вокруг одного из них, выделяемого в качестве центра. В силу такого особого положения и более сложной организующей роли этот центральный комплекс по сравнению с остальными периферическими более пластичен, т.е. характер его связей более подвижный, возможностей их комбинирования больше, в силу чего и уровень его организованности выше. Организационное значение его в системе комплексов первостепенно: если разрушить один из периферических комплексов, система сохраняется, если же разрушить центральный, система распадается. Дегрессия минимизирует уязвимость центрального комплекса, закрепляя и охраняя гибкие комбинации его связей; сама же она образуется из комбинаций связей между организационно низшими комплексами, в силу чего и уровень её организованности ниже. Непосредственный же характер связи между дегрессией и эгрессией взаимодополнительный. Эгрессия предельного масштаба, т.е. мировая эгрессия, – это связь человечества с универсумом, поскольку оно в своей практической деятельности и в познании выступает по отношению к универсуму в качестве организационного центра. Именно трудом и мышлением строится мировая эгрессия, границы которой постоянно расширяются, так как человеку удалось сделать её цепной: овладевая одними комплексами, при их посредстве он господствует над другими, в результате чего мировая эгрессия шаг за шагом развёртывается в последовательном подчинении универсума человечеству. А мировая дегрессия закрепляет каждый шаг этого процесса, определяя и фиксируя его в пространстве и времени. Власть человека над универсумом реальна и прочна лишь там, где всё установленное распределено в пространстве и времени. Мировая дегрессия – это пространственно-временная сеть. Развёртывая в своём завоевательном движении мировую эгрессию, человечество набрасывает пространственно-временную сеть на всё, что ему доступно, и закрепление каждого её звена – ступень к новым победам. Самая обширная и самая пластичная система, с какой познание имеет дело, – это система опыта в его постоянно развёртывающемся целом, т.е. вся сумма вещей и образов, доступных организующим усилиям человека. Познавательные формы – это дегрессии, фиксирующие систему опыта. Самая высшая, всеорганизующая познавательная форма, фокусирующая в себе общее и целостное представление человека о мире, – это научная картина мира. С точки зрения тектологии она представляется как единая система бесконечного множества взаимосвязанных комплексов различных ступеней организованности, от самых низших до самых высших, от хаоса элементов до комплексов человеческого опыта и, возможно, ещё более совершенных форм. При этом комплексы изменяются, соединяются, распадаются, вновь вступают в разнообразные комбинации по различным типам связи и, переходя путём взаимодействия от низших ступеней организованности к высшим, образуют единый и неразрывный мировой процесс. Всё это многообразие комплексов сплетается в одну непрерывную сеть, в которой имеются узловые пункты с большой концентрацией связей – это отдельные человеческие «я», дифференциальные эгрессивные центры, совокупность которых и есть центр мировой эгрессии, т.е. человечество. Такова тектологическая картина мира – высшей степени информационное сжатие всего накопленного человечеством опыта.
2009 г.
|