|
Тектология |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|
ТЕКТОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ Костов С.В. Новосибирский государственный университет
Известная нестабильность настоящего момента, осознаваемая человечеством как растущая неустойчивость собственного развития, с тектологической точки зрения означает лишь то, что тип окружающей природной среды меняется с определённо-изменяющегося на неопределённо-изменчивый. Следовательно, человечеству придётся сменить свой прежний тип адаптации, причём либо это сделает сам Человек, либо это сделает за него Природа. Всё зависит от уровня осознания человечеством существа переживаемой им эволюционной бифуркации: до настоящего момента Человек лишь начинает осознавать, что именно он является причиной нестабильности, и серия докладов Римскому клубу — тому свидетельство. Всё, что требуется понять Человеку, — так это лишь то, что не он устанавливает Правила Игры, не он диктует условия собственного обустройства в Мире. Эмпирия учит: Правила Игры диктует Его Величество Подбор. Механизм Подбора неумолим и бесстрастен: все, кто не играет по Его Правилам, подлежат устранению. Опыт показывает, что таковых, т.е. «неразумных» — мириады, «разумных» — единицы. Правила Подбора — это закономерности, наблюдаемые в природе и обществе. Наиболее общие из них изучает тектология — всеобщая организационная наука, созданная А.А. Богдановым в начале XX века. В образной форме тектология — это колесо, которое вечно катится по эмпирическому полю: устремлённая вверх часть колеса символизирует индукцию, устремлённая вниз — дедукцию, точка соприкосновения с эмпирией символизирует «момент истины», где практика сверяет дедуктивные знания с опытом и набирает для индукции новые эмпирические данные. Окружающий нас многообразный мир един — так утверждают все наши мудрые предки и тектология тоже. С точки зрения наших предков мировой процесс — это теофания (явление божественного) [3, стр. 77], с точки зрения тектологии — тектофания (явление порядка, лада, гармонии), и соответственно, растущая организованность в мире — это тектогенез [1, с. 342]. Структурная включённость антропосферы в биосферу (по принципу матрёшек) предполагает такую же включённость биосферы в геосферу (совокупный комплекс земных оболочек) и такую же включённость последней в мировую среду. Правила, установленные подбором, таковы, что если некое целое существует и развивается, то это допустимо лишь в том случае, если, во-первых, все части этого целого взаимосогласованы, т.е. между ними существуют взаимодополнительные прямые и обратные связи, и, во-вторых, если это целое, в свою очередь, взаимосогласовано с окружающей его средой, т.е. между ним и средой существуют такие же петли взаимодополнительных связей. Такое правило подбора в тектологии носит название принципа организационной симметрии. «Путёвку в жизнь», т.е. право на бытие и дальнейшую эволюцию, получают лишь те, кто удовлетворяют этому принципу. Следовательно, для того, чтобы человечество получило такую «онтологическую лицензию», ему необходимо согласовать в соответствии с этим принципом свои внутренние и внешние связи. Суть гармонизации внутренних связей в антропосфере заключается в том, что все отношения между цивилизациями, народами, государствами, социальными группами и отдельными людьми выстраиваются согласно этому организационному принципу. Например, деятельность каждого человека должна быть полезна и ему, и окружающим; то же касается и деятельности любой общественной организации, государства, народа и, наконец, цивилизации. Это пример гармонизации горизонтальных связей разных уровней. Гармонизация по вертикали требует от человека более продвинутого «ноосферного мышления» [2, стр. 240-241] и соответствующего масштаба деятельности. А пока по критерию общеполезной деятельности человечество дифференцируется по пяти ментальным уровням: животный (деятельность полезна только собственному организму), клановый (деятельность полезна и себе, и своей семье), родовой (деятельность полезна и себе, и семье, и своему роду), национальный (деятельность полезна и себе, и семье, и роду, и собственному народу) и общечеловеческий (деятельность полезна и себе, и семье, и роду, и собственному народу, и всему человечеству). Естественно, критерий общеполезной деятельности применим и при другой социальной градации. Например, человек может осознавать полезность своей деятельности с точки зрения партии, класса, возрастной группы, пола, фирмы, корпорации, государства, расы, цивилизации и т.д. Критерий общеполезной деятельности очень ясно показывает, какая духовная пропасть лежит между наркоманами, ворами, убийцами, всевозможными чикатилами на одном ментальном полюсе и Пушкиным, Достоевским, Ломоносовым, Богдановым, Вернадским на другом полюсе. В соответствии с принципом организационной симметрии должны быть согласованы и внешние связи антропосферы с биосферой. Проще говоря, характер отношений между ними должен измениться с агрессивного (со стороны человечества) на коэволюционный, для чего требуется отрегулировать петли взаимодополнительных связей между человечеством и природой, изучить тенденции изменения гомеостазиса биосферы и «вписаться» в темпоральность этих изменений. Сказанное имеет отношение к проблематике оптимальной адаптации человечества к окружающей его природе. В рамках другой проблематики, касающейся уже собственно устойчивости, правила игры, устанавливаемые подбором, уже другие. Дальнейшее относительно бескризисное развитие любой системы возможно исключительно в рамках тектологического закона устойчивости, который ограничивает её эволюционные возможности двумя условиями: одно касается её внешних связей и называется необходимым, или первичным, другое касается её внутренних связей и называется достаточным, или вторичным, так как действует при наличии первого. Необходимое условие обеспечивает количественную устойчивость и требует перевеса ассимиляции над дезассимиляцией. Достаточное условие обеспечивает структурную устойчивость и требует перевеса внутрисистемной организованности над всей суммой внутренних противоречий [1, стр. 133, 201]. С энергетической точки зрения первое предполагает положительный энергообмен системы с окружающей средой, чтобы закачка превышала отдачу, а второе — оптимальное распределение энергии в системе, которое повышало бы полезные для неё действия и уменьшало вредные. Если система самоуправляема, то основным содержанием её деятельности является непрерывное воспроизведение этих двух условий, обеспечивающих её устойчивое развитие. Если система к тому же пластичная, с «подвижным, гибким характером связей», способная перегруппировкой своих частей восстанавливать внутреннее равновесие [1, стр. 279], то она постоянно минимизирует действие закона наименьших, согласно которому устойчивость системы определяется самым слабым её звеном [1, стр. 146]. Любая социальная система, начиная от семьи и кончая антропосферой, является пластичной и в той или иной степени самоуправляемой, поэтому, увеличивая ассимиляцию активностей из среды, она повышает эволюционный потенциал своей самоорганизации, а распределяя их с обязательным укреплением то одного, то другого слабого звена, она тем самым закрепляет достигнутый уровень своей эволюции. Причём в зависимости от типа среды максимум относительной устойчивости системы достигается разными стратегиями адаптации: при неопределённо-изменчивой среде — «равномерным распределением активностей-сопротивлений между всеми угрожаемыми звеньями целого» (принцип максимума), а при определённо-изменяющейся среде — «концентрацией активностей на ограниченном поле приложения» (принцип концентрированного действия) [1, стр. 155]. Таков общий механизм устойчивого развития любой социальной системы. Таким образом, в настоящий момент человечеству необходимо полностью оптимизировать свои отношения с окружающей средой в строгом соответствии с всеобщими законами тектологии и, прежде всего, со всеми принципами устойчивого развития.
2006 г.
|