|
|
ЭЙДОГЕНОМ ТЕКТОЛОГИИ
Костов С.В.
Новосибирский государственный университет
В результате предельного информационного сжатия всего человеческого опыта, т.е. всеохватного его обобщения, по самому большому счету выявляется, что мир в целом имеет тенденцию упорядочиваться, т.е. развиваться от простого к сложному. Отсюда и первый эйдоген тектологии: все процессы в мире — организационные, а эволюция мира есть их совокупное взаимодействие, т.е. борьба их организационных форм.
Во-вторых, обнаруживается и такой замечательный факт, что на фоне бесконечного разнообразия окружающей нас действительности количество ее организационных форм можно пересчитать по пальцам. Отсюда и второй эйдоген тектологии: поскольку все организационное многообразие мира поддается определенной классификации, постольку его можно сводить к определенным типам организации, которые, собственно, и следует изучать.
В-третьих, замечается, что все без исключения процессы в той или иной мере связаны друг с другом, т.е. более или менее активно взаимодействуют каждый со всеми остальными и не могут существовать без взаимного обмена энергией и веществом.
И, наконец, фиксируется факт единства всех организационных связей, другими словами, изоморфизм физических, биологических и социальных законов. Именно такой изономизм (тождественность законов, действующих в разных комплексах независимо от природы составляющих их элементов) и выражает организационное всеединство мировых процессов.
Этих всеобщих эмпирических фактов уже вполне достаточно для разработки общенаучной методологии с универсальным способом рассмотрения всех наблюдаемых в мире процессов, т.е. рассмотрения их с организационной точки зрения. За пеленой множества сопутствующих процессу явлений вскрыть организационные связи, определить их тип и, основываясь на общих организационных законах, понять процесс, выяснить тенденцию его развития и, если это необходимо, дать рекомендации для его коррекции — это и есть тектологический подход.
В целом же эйдогенόм тектологии уже в богдановской стадии своей разработки необычайно огромен. В него входят такие эмпирические обобщения, как закон наименьших, принцип бирегуляции (обратной связи), принцип дополнительных соотношений, закон цепной связи и масса других принципов организации. Лично Богдановым вскрыты основные организационные механизмы: механизм формирования процессов и универсальный регулирующий механизм (отрицательный и положительный подбор). Им же предложена классификация процессов по степени их организованности (организованные, неорганизованные и нейтральные), по типу связи (централистические и скелетные, слитные и четочные), по реакции на внешнее воздействие (активные и пассивные), по темпоральности (взрывные и замирающие), по характеру воздействия на другие процессы (ингибиторные и триггерные), по управляющей функции (контролирующие и контролируемые) и т.д. Следует отметить, что перечислены только основополагающие идеи всеобщей организационной науки Богданова.
Тектология — эмпирическая наука, ее материал — весь накопленный человечеством опыт, обобщая который, она развивается и обогащается новыми законами, образно говоря, одевается в новые формы всеобщности, знание которых позволяет правильно решать практические и теоретические задачи. Всеобщие знания и, соответственно, методы тектологии постоянно совершенствуются, и сама она непрерывно обрастает и будет обрастать все новыми и новыми дисциплинами: например, из отдельных ее проблемных узлов и соответствующих им общетеоретических разработок возникли такие общенаучные направления, как общая теория систем, кибернетика, теория катастроф и синергетика.
Вся человеческая деятельность сводится к организующим процессам: организация человеческих сил, организация внешних сил природы и организация опыта. Если современные цивилизации сталкиваются в разрушительной борьбе, дезорганизуя друг друга, то это лишь потому, что каждая из них стремится организовать мир и человечество для себя, по-своему. Это, по Богданову, результат обособленности организующих сил, результат того, что еще не достигнуто их единство в общей всечеловеческой организации.
Преодоление анархии социальных сил и интересов — это вопрос жизни и смерти, требующий всеорганизационного решения. «Бесполезной, даже гибельной может оказаться идеальная организация техники, когда разнуздываются экономические стихии, увлекая народы в безумно-истребительные столкновения; и немыслимо достичь в экономике порядка и стройности, пока общественное сознание, окованное пережитками прошлого, движется в несовместимо-противоречивых соотношениях. Выход — в единой организации вещей, людей и идей, где связываются динамически-гармонично элементы каждого ряда и одновременно все три ряда между собой» [1].
Поэтому тектология должна стать системообразующим началом в выработке каждым мыслящим человеком своего индивидуального мировоззрения, а весь ее совокупный эйдогенόм, т.е. идейная база, — стать «главной парадигмой современного рационального мышления» [2], проще говоря, стилем научного мышления.
Примечания:
1. Богданов А.А. Тектология: Всеобщая организационная наука. В 2-х кн. М., 1989. Кн. 1. С. 50.
2. Моисеев Н.Н. Тектология Богданова — современные перспективы // Вопросы философии. 1995. № 8. С. 11.
2004 г.
|