Тектология

 

English

Терминариум

Тектология

Философия

История

Культура

Искусство

Политология

 

 

 

 

 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

s_kostov@ngs.ru

 

 

© kostov.ru

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТАК ГОВОРИЛ БОГДАНОВ

     

     

...Если бы я сказал всё то, чего от меня требуют, и чего нельзя сказать без обширного обоснования, вы все скончались бы раньше, чем я бы закончил...

1922

 

…В старые времена людям жилось лучше… То есть, собственно, не лучше, — конечно, не лучше, а… легче. И не в том смысле легче, чтобы меньше было труда и страданий — нет, всего этого было более чем достаточно, — а думать людям не приходилось. За них думали другие; но и эти другие, собственно, тоже не думали, потому что и за них думали третьи, а за третьих, таким же образом, четвёртые, и т.д. Казалось бы, что в этой цепи «не-думанья» должны были на самом её конце оказаться какие-нибудь «думающие»; но и этого не было. Дело в том, что цепи конца не было. Цепь живых людей в своём целом соединялась с цепью мёртвых, и за живых думали мёртвые; это называлось заветами предков. За мёртвых думали, совершенно также, ещё более мёртвые, и здесь продолжение цепи окончательно терялось во мраке времён. Несомненно, что творческая мысль человека существовала и в этой цепи цепей — иначе жизнь давно прекратилась бы. Но мысль эта распределялась по всей цепи такими бесконечно-малыми дозами, которые были неуловимы и,  потому, неутомительны для людей. Если же в каком-нибудь месте цепи творческая мысль проявлялась в большем количестве — заметном и, следовательно, утомительном — цепь судорожно скручивалась и в порошок растирала проявление. Затем она раскручивалась, и всё шло по-старому. Так это было, и это казалось хорошо…

1906

 

...Земной мир страшно раздроблен политическими и национальными делениями, так что борьба за социализм ведётся не как единый цельный процесс в одном обширном обществе, а как целый ряд самостоятельных и своеобразных процессов в отдельных обществах, разъединённых государственной организацией, языком, иногда и расою. Поэтому и вопрос о социальной революции становится очень неопределённым: предвидится не одна, а множество социальных революций, в разных странах в различное время, и даже во многом, вероятно, неодинакового характера, а главное — с сомнительным и неустойчивым исходом. Господствующие классы, опираясь на армию и высокую военную технику, в некоторых случаях могут нанести восставшему пролетариату такое истребительное поражение, которое в целых обширных государствах на десятки лет отбросит назад дело борьбы за социализм; и примеры подобного рода уже бывали в летописях Земли. Затем отдельные передовые страны, в которых социализм восторжествует, будут как острова среди враждебного им капиталистического, а частью даже докапиталистического мира. Борясь за своё собственное господство, высшие классы несоциалистических стран направят все свои усилия, чтобы разрушить эти острова, будут постоянно организовывать на них военные нападения и найдут среди социалистических наций достаточно союзников, готовых на всякое предательство, из числа прежних собственников, крупных и мелких. Результат этих столкновений трудно предугадать. Но даже там, где социализм удержится и выйдет победителем, его характер будет глубоко и надолго искажён многими годами осадного положения, необходимого террора и военщины. В общем это будет далеко не наш социализм...

1908

 

…Социализм не может осуществиться в какой-нибудь отдельной стране; он должен охватить все страны или, по крайней мере, такой обширный союз стран, который мог бы обходиться во всем производстве самостоятельно, не зависел бы от ввоза материалов из отсталых государств и не находился бы в опасности от их военной силы...

1918

 

…Ничем нельзя изменить того факта, что в 17-м мной было сказано — вы можете устроить не социализм, а только военный коммунизм, и в 21-м было признано — у нас был только военный коммунизм, а не социализм…

1925-27

 

…Новое общество должно стоять в культурном отношении на уровне беспримерных задач и быть достаточно однородным по идеологии. Если различные части его будут по своим мыслям и стремлениям так несходны, как, например, в наше время рабочий, интеллигент и крестьянин, то планомерно строить свою общую организацию они не смогут, как неспособны планомерно строить здание работники, говорящие на разных языках...

1918

 

...Сократить размножение? Да ведь это и есть победа стихий. Это — отказ от безграничного роста жизни, это — неизбежная её остановка на одной из ближайших ступеней. Мы побеждаем, пока нападаем. Когда же мы откажемся от роста нашей армии, это будет значить, что мы уже осаждены стихиями со всех сторон. Тогда станет ослабевать вера в нашу коллективную силу, в нашу великую общую жизнь. А вместе с этой верой будет теряться и смысл жизни каждого из нас, потому что в каждом из нас, маленьких клеток великого организма, живёт целое, и каждый живёт этим целым. Нет! сократить размножение — это будет началом конца...

1908

 

...Среди землян не найдётся и нескольких миллионов, сознательно стремящихся к действительно человеческому типу жизни...

1908

 

...В вечной борьбе между племенами Земли у них сложилась психологическая особенность, называемая патриотизмом. Это неопределённое, но сильное и глубокое чувство заключает в себе и злобное недоверие ко всем чуждым народам и расам, и стихийную привычку к своей общей жизненной обстановке, особенно к территории, с которой земные племена срастаются, как черепаха со своей оболочкой, и какое-то коллективное самомнение, и часто кажется, простую жажду истребления, насилия, захватов. Патриотическое душевное состояние чрезвычайно усиливается и обостряется после военных поражений, особенно когда победители отнимают у побеждённых часть территории; тогда патриотизм побеждённых приобретает характер длительной и жестокой ненависти к победителям, и месть им становится жизненным идеалом всего племени, не только его худших элементов — «высших», или правящих классов, но и лучших — его трудящихся масс...

1908

 

…Многомиллионные стада людей, принадлежащих к самым культурным нациям и самым передовым их классам, на наших глазах бросались истреблять друг друга с тем же зоологическим ожесточением, как их далёкие звероподобные предки. Лондон и Париж, великие центры мировой культуры, устраивали такие же дикие патриотические погромы, как полуазиатская Москва. Войска самых передовых наций совершали такие же чудовищные жестокости, как курды или казаки, ингуши или марокканцы. Джентльмены-офицеры свободной Англии расстреливали военнопленных русских революционеров сообща с генералами царско-деспотический России. Не только жрецы отживших религий, но и высшая интеллигенция, поэты, артисты, даже люди науки гордо шли во главе всеобщего озверения и т.д. Не значит ли это, что существует только прогресс техники и внешних форм жизни, но нет прогресса человеческой природы, — достаточно вихрю истории сорвать с европейца бумажный плащ гуманной цивилизации, чтобы под ним обнаружился извечный троглодит?..

1922

 

...Армии — это большие стада дрессированных для убийства людей...

1908

 

…Преодоление анархии социальных сил и интересов или распад цивилизации — вопрос жизни и смерти, требующий всеорганизационного решения. Бесполезной, даже гибельной может оказаться идеальная организация техники, когда разнуздываются экономические стихии, увлекая народы в безумно-истребительные столкновения; пока общественное сознание, окованное пережитками прошлого, движется в несовместимо-противоречивых соотношениях. Выход — в единой организации вещей, людей и идей, где связываются динамически-гармонично элементы каждого ряда и одновременно все три ряда между собой…

1923

 

...Бессознательно создаётся и упорно применяется чудовищная умственная модель «коммунизма», в котором всё непрерывно «социализируется» вопреки хотя бы элементарной технической целесообразности: нашли личинку — нести её и делить на всю общину; носит человек рубашку — непременно снимать её с него и надевать другим; изладил по своей руке дубину — отбирать её в пользу всякого другого и т.д. Конечно, такого коммунизма не выдержал бы и самый первобытный человек. Это просто бессознательно (а иногда, может быть, и сознательно) полемическая концепция «абсолютного» коммунизма...

1923

 

...Характерна также игра словами «чувство собственности». То, что на деле ими выражается, есть не более как психо-физиологическое «срастание» организма с устойчиво-близкими к нему объектами: одежда, необходимое дополнение покровов тела, орудие, тысячи и тысячи раз сливавшееся в действии с его рукой, — это почти органы тела, они «принадлежат» ему, точнее, пожалуй, даже не «ему», а «к нему», как его кожа и рука. Но вместе с ним самим они «принадлежат» его коллективу. Сделать из этого право собственности — факт социально-экономический и социально-идеологический, — священную частную собственность с правом пользования и злоупотребления, может только реальное распадение первичных связей коллектива...

1923

 

…Европейцы, встречаясь с отсталыми племенами, обыкновенно с огромной поспешностью истребляют их посредством орудия, торгового грабежа, закрепощения, водки и сифилиса. Явление это — величайшей исторической важности; а между тем во взглядах на него господствует самая антинаучная путаница понятий. Одни его одобряют, исходя из грубо количественного представления об «уровне культуры»: истреблённых дикарей занимают «выше стоящие европейцы», это — культурный прогресс, а потому это и желательно. Другие, напротив, осуждают исходя из сентиментально-гуманной морали: а наиболее распространённая точка зрения — смесь той и другой; «печально, разумеется, но в сущности к лучшему; следовало бы только делать это с меньшей жестокостью». Тектология на место этих наивно-вульгарных решений вопроса может поставить решение объективное и научное. Конъюгационная схема возрастающих возможностей развития говорит нам о том, что гибель племён и народностей, хотя бы весьма отсталых, суживает базис дальнейшего развития человечества в его целом. Она означает уничтожение тех своеобразных элементов и условий развития, которые возникают из смешения и из общения разных народностей. Насколько бы ни была культура европейских купцов и солдат абсолютно выше культуры каких-нибудь австралийских аборигенов, первые не могут качественно заменить вторых в тех оригинальных чертах физиологической организации, технических методов, способов мышления, которые сложились на почве иной природы и иной истории. Сумма организационных форм в самом широком смысле этого слова, из какой исходит прогресс человечества, уменьшается необходимо и бесповоротно при истреблении отсталых племён…

1917

 

…Смешение европейцев с неграми дает мулатов, с краснокожими — метисов; мнение многих людей опыта и большинства антропологов таково, что обычный тип мулата и метиса в некоторых отношениях ниже одного, в некоторых — ниже другого из родительских типов. По-видимому, так бывает вообще при расовых различиях особенно значительных, приближающихся к различиям видовым (при видовых же обычно смешение либо не удается, либо дает бесплодных индивидуумов). Поэтому замещение всех арийцев и всех негров, живущих в одной стране, сплошным населением мулатов было бы невыгодно для прогресса культуры…

1917

 

...Паразитические классы современного и прежних обществ, накопляя энергию за счёт труда других людей, ищут ей исхода не в творчестве, а в разврате, извращениях, в утончённостях потребления; и это ведёт к ослаблению психики, к упадку класса. — Но таковы только паразиты; они живут не в сфере общественно полезного труда, а почти исключительно в сфере потребления; естественно, что в этой сфере они и ищут новых форм жизни — и находят их в утончённостях и извращениях...

1906

 

...Человек рано или поздно истребит всех своих паразитов...

1922

 

…Социальные нормы будут пониматься просто как нормы организационной целесообразности, наподобие технических правил, которые суть правила технической целесообразности, или научных положений. Нарушители и тогда могут появляться; но они не будут представителями враждебных общественных сил, а лишь уклоняющимися, ненормальными организмами, как душевнобольные, которые неспособны усвоить правил техники или науки. Может потребоваться и насилие по отношению к ним, но без враждебности, каково и в наше время насилие по отношению к пациентам в психиатрических больницах. Тогда социальные нормы потеряют своё последнее сходство с правом и моралью…

1914

 

...В старые времена совместный стол, пиршества, собутыльничество играли немалую роль в укреплении социальной связи между людьми; это зависело от того, что на низших ступенях развития удовлетворение таких потребностей являлось высшим наслаждением в жизни и объединение на его почве служило средством сближать людей, создавать у них взаимное расположение. На этом принципе и теперь основываются дипломатические банкеты и всякие официальные обеды, которыми открываются совещания дельцов. Но для современного трудового человека, мало сведущего в гастрономических наслаждениях, подобные пиры, которые тянутся часами, потому что все должны ждать каждого и каждый всех, только несносно скучны, а то и противны как пережитки варварства. А грядущим поколениям с их коллективно-трудовой эстетикой станет даже нелегко понимать, как это могли люди собираться вместе для выполнения таких неизящных и, пожалуй, неопрятных действий, как жевание, глотание и проч., которые всё равно каждый выполняет только индивидуально. Это будет восприниматься приблизительно так, как уже мы воспринимаем грубый коммунизм уборных...

1921

 

...Все имеют понятие, конечно, о том, до какой степени не рационально, до какой степени не целесообразно ведётся топливное хозяйство, например, в области домового отопления. В этом отношении, надо сказать, что мы на Западе можем встретить иллюстрацию много ярче, чем у нас. Например, Лондон, мировой центр передовой капиталистической страны, в этой области представляет из себя уже нечто совершенно варварское. Сотни тысяч каминов, в каждой отдельной комнате камин, трубы которого упираются прямо в небо, так что дым идёт прямо по вертикальной линии. Я сильно сомневаюсь, что хотя бы 1% топлива употреблялся реально для нагревания комнат. Во всяком случае, не менее 99% служит для отопления улиц и для производства лондонских туманов...

1923

 

…Устойчивое безумие английской орфографии зависит от того, что каждое взрослое, вошедшее в активную жизнь поколение уже оказывается хорошо обучено этой трудной грамоте, затратило на неё массу сил, а всякое упрощение нужно ещё усваивать, с ломкой сложившегося знания и навыка, с новой тратой энергии…

1924

 

…Если слабый и хилый паразит-рентьер выживает, тогда как рядом с ним зачастую погибает сильный, богато одарённый пролетарий, то это потому, что первый действительно приспособлен к своей среде, а второй — нет. Для паразита его отношения к другим людям и к их труду — отношения «капитала» — создают особенную, исключительно благоприятную среду, для которой он вполне достаточно приспособлен, тогда как для второго социальная среда совершенно иная, к которой в данном случае оказалась не в силах приспособиться и его могучая организация. Точно так же для больного создаётся особая среда, существенными частями которой являются медицинская техника и уход, а для солдата — среда исключительно неблагоприятная, включающая условия недостаточного питания, неудобного жилища и сильных механических воздействий в виде пуль, шрапнелей и т.д…

1906

 

...Ещё Декарт искал в человеке особого органа, который специально связывал бы душу с телом; он находил его в одном из отростков мозга — шишковидной железе, представляющей в действительности лишь невинный остаток третьего глаза наших далёких предков...

1913

 

…Человеческий организм — это колония из 50-100 триллионов клеток…

1917

 

...Если жизнь побеждает мёртвую природу, если нежный человеческий мозг господствует над огнём и сталью, то именно благодаря своей пластичности. Пластичность живой протоплазмы — основа всего биологического и социального развития...

1921

 

…Хорошим человек называет то, что повышает энергию его мозга…

1905

 

…Относительно подбора надо постоянно иметь в виду, что он не только истребляет, но и сохраняет. Это вовсе не гнусный убийца, каким его изображают в своём нравственном негодовании иные антидарвинисты. Уничтожая формы менее приспособленные, он тем самым сохраняет формы более жизнеспособные от чрезмерной гибельной конкуренции, создаёт для них более благоприятные внешние условия; а то и эти формы без толку погибали бы, — только и всего. Правда, на каждую тысячу «виновных» в неприспособленности подбор казнит, может быть, не один десяток невинных. Но как поставить ему это в укор?..

1899

 

…Во всей новейшей теории строения материи руководящей является идея о подборе структурных форм путём разрушения неустойчивых комбинаций и сохранения устойчивых…

1924

 

…Развитие науки идёт не в сторону статического отношения к природе, а в сторону ему противоположного, и не надо быть пророком, чтобы предсказать, что и атомы не избегнут общей участи всех явлений природы: из неизменных сущностей превратятся в процессы изменения… Полная неизменность атомов есть только гипотеза; гипотеза эта, во-первых, абсолютно не способна объяснить такое крупное явление, как периодичность химических элементов, и во-вторых, находится в противоречии с общим направлением развивающегося познания, которое обнаруживает изменения всюду, где предполагалась неизменность…

1899

 

...По современным понятиям о строении атомов, в сущности, всякий их комплекс обладает взрывными свойствами. Требуется только толчок, способный нарушить одновременно равновесие достаточного числа этих атомов; тогда освобождающаяся колоссальная энергия внутреннего движения разрушит в свою очередь структуру не меньшего или ещё большего количества других атомов и т.д., пока не исчерпается материал. Обычные воздействия хотя и разрушают постоянно некоторое число отдельных атомов, но слишком слабы, чтобы развернуть этот процесс по взрывному типу, и хотя дезорганизуют мало-помалу, надо полагать, всякие элементы, но с неизмеримой для нас медленностью. Это подобно тому, как смесь водорода и кислорода при комнатной температуре переходит в воду со скоростью, измеряемой сотнями миллиардов лет, но от искры, сразу вовлекающей в реакцию достаточное число частиц, взрывается «мгновенно»...

1922

 

…Солнечная лучистая энергия всё в больших размерах ассимилируется областью жизни. Что должно произойти, когда эта ассимиляция дойдёт до своего физического предела, когда вся притекающая на Землю энергия будет в том или ином виде поглощаться жизнью — вопрос, о котором пока трудно говорить и который всё равно может поставить только отдалённое будущее, — если вообще он будет поставлен жизнью. Представляется наиболее вероятным, что именно человечество сумеет разрешить этот вопрос, расширив область приспособления за пределы Земли, — что та граница жизни, которую представляет количество солнечной энергии, получаемой Землёю, не есть окончательная и безусловная граница…

1899

 

...Что касается источников энергии, которые станут основой будущего производства, то всё более достоверным становится предвиденье, что наиболее могущественным из них явится внутриатомная энергия, к овладению которой неуклонно идёт современная физика. Радий и ему подобные вещества дали путь к изучению этих сил и к выяснению их подавляюще громадного масштаба... И конечно, большое счастье, что нынешние учёные ещё не овладели этими силами: если бы это случилось, результатом была бы, вероятно, гибель цивилизации. Человечество ещё не достойно такой власти над природой...

1923

 

…Гипотеза «материи» в своё время оказала науке громадные услуги; а если она и отживает свой век, как это видно из её противоречия с вырабатывающимися «историческими» формами мышления, то ещё не вполне отжила его. Об этом свидетельствует коэффициент «массы» в большинстве уравнений физики и химии — коэффициент, обозначающий именно материю, её количество. Можно думать, что из подобных уравнений в будущем удастся вполне устранить коэффициент массы и правильно изображать явления при помощи одних коэффициентов энергии; тогда научные формулы будут представлять все факты в виде количественных изменений энергии в пространстве и времени; тогда-то и наступит последний час «материи»…

1899

 

…Мышление есть речь минус звук…

1913

 

...Всегда прогресс на практике больше регресса, когда величина их одинакова, организационный процесс больше дезорганизационного...

1917

 

...Организующее существует для организуемого и им жизненно определяется...

1914

 

...Для развивающегося человеческого ума во всей природе нет ничего непознаваемого, — есть только познанное и непознанное. Неизвестное выступает без всякого ореола: это враг, которого надо преодолеть, а не тайна высшего интеллекта, перед которою надо преклоняться...

1906

 

…Наука — дело не индивидуальное, а коллективное, и область её бесконечна…

1916

 

…На устарелую философскую книгу тратится время, которого достаточно для изучения 2-3 наук, что бесконечно более полезно. Следовательно, поскольку из этого получается практический вывод для молодёжи, которая к чему-то стремится и для которой истина не есть каби­нетный продукт, я скажу: изучать надо не старые цепи рассуждений, хотя бы даже лучшие из них, — надо идти в природу, в жизнь, всякую цепь рассуждений проверять в природе, в жизни, там критерий, там истина, а всё остальное, все затраты усилий на то, что пережито и не может быть воскрешено, — это гробокопательство, это вампиризм того, что отжило и что не хочет умирать…

1927

 

...Когда слово за наукой, философия должна молчать...

1923

 

...Если считать субъектом познания отдельное «я», то нет никаких принципиальных препятствий к тому, чтобы признать весь мир сложной и развитой всесторонне-систематизированной галлюцинацией...

1920

 

…Структурные отношения могут быть обобщены до такой же степени формальной чистоты схем, как в математике отношения величин, и на такой основе организационные задачи могут решаться способами, аналогичными математическим...

1929

 

...Для меня критерий истины — это практика, я считаюсь именно с вещами. Если получается что-нибудь на практике согласно предвидению, значит, вы исходили из истинных, правильных понятий...

1927

 

…Страдание — та же смерть, только неполная и незавершенная… в страдании не живёшь, и не хочется жить…

1925

 

…Рабство, авторитарность заключается в слепом подчинении высшей индивидуальности или в требовании такого подчинения… Раб тот, кто отдаёт человеку или частице коллектива то, что принадлежит всему великому коллективу — свою волю и разум…

1924

 

…Будущее общество будет построено на рабстве, только рабы будут мёртвые — железо, машины…

1920

 

...Готтентотство — условное обозначение, повод для которого подала характеристика добра и зла, высказанная, будто бы, одним готтентотом: «добро, когда я краду; зло, когда у меня крадут». Такое применение противоположных критериев для себя и для других бесконечно распространено в нашу эпоху… Готтентотство — производное стадности, для которой целое — только свой ограниченный коллектив, и группового субъективизма, который целого вообще не видит…

1924

 

...Добро — то, что социально, зло — то, что вредит человеческому коллективу...

1900

 

…Сознательное меньшинство — представитель не бессознательного большинства, а целого, представитель класса. Так и человек вообще — не представитель остальных организмов нашей планеты, но он в полной мере представитель жизни на ней, потому что в нём эта жизнь пришла к сознанию себя…

1908

 

...Развивать классовое самосознание — значит организовывать классовую силу...

1911

 

…Люди так мало работают, как будто собрались жить не 60 лет, а 300…

1903

 

…В одной восточной сказке понятие о вечности даётся таким сравнением. На краю света есть алмазная гора, час пути в длину, в ширину и в высоту. Раз в сто лет там прилетает маленькая птичка, которая на минуту останавливается на ней и чистит об неё свой клюв. Когда повторением этой операции будет стёрта до основания вся гора, тогда минет первая секунда вечности…

1913

 

…Число возможностей неблагоприятных, как свидетельствует весь опыт человечества, несравненно больше, чем благоприятных; это можно пояснить вероятностью того, что корабль, оставшийся без руля и парусов, принесёт бурями и течениями туда, куда ему надо…

1913

 

…Коллективист — не сторонник  решения  по  большинству  голосов, а сторонник научного решения вопросов… Для коллективиста не исключена даже возможность такого положения, когда он один против всех, потому что видит и знает то, чего не видят и не знают другие…

1914

 

…Представьте себе человека — работника в какой бы то ни было области труда и мысли. Он живёт для себя, как физиологический организм; он живёт для общества, как деятель. Его энергия входит в общий поток жизни и усиливает его, помогает побеждать то, что ей враждебно в мире. Он в то же время, без сомнения, чего-нибудь стоит обществу, живёт за счёт труда других людей, нечто отнимает у окружающей его жизни. Но пока он даёт ей больше того, что берёт, он увеличивает сумму жизни, он в ней плюс, положительная величина. Бывает, что до самого конца, до физической смерти он и остаётся таким плюсом: ослабели уже руки, но ещё хорошо работает мозг, старик думает, учит, воспитывает других, передавая им свой опыт; затем устаёт мозг, слабеет память, но не изменяет сердце, полное нежности и участия к молодой жизни, самой своей чистотой и благородством вносящее в неё гармонию, дух единства, который делает её сильнее. Однако так случается редко. Гораздо чаще человек, который слишком долго живёт, рано или поздно переживает сам себя. Наступает момент, когда он начинает брать у жизни больше, чем даёт ей, когда он своим существованием уже уменьшает её величину. Возникает вражда между ним и ею; она отталкивает его, он впивается в неё, усиливается вернуть её назад, к тому прошлому, в котором ощущал свою связь с нею. Он не только паразит жизни, он её активный ненавистник; он пьёт её соки, чтобы жить, и не хочет, чтобы она жила, чтобы она продолжала свое движение. Это — не человек, потому что существо человеческое, социально-творческое, уже умерло в нём; это — труп такого существа. Вреден и обыкновенный, физиологический труп: его надо удалять или уничтожать, иначе он заражает воздух и приносит болезни. Но вампир, живой мертвец, много вреднее и опаснее, если при жизни он был сильным человеком…

1908

 

…Народные предания о вампирах, злых мертвецах, поэтически-образно выражают явление, широко распространённое в общественной жизни, — те случаи, когда отжившее, ненужное, социально-бесплодное мешает жить, отнимает силы у развивающегося, творческого, социально-полезного… «упырями» могут быть не только люди, но также группы, классы, учреждения, идеи, принципы. Даже более, — из всех упырей, люди, взятые как отдельные личности, бывают лишь наиболее мелкими и наименее вредными. Разве можно сравнить хотя бы те несколько сот бочек живой крови, которые успеет выпить для поддержания своего могильного бытия какой-нибудь Меншиков или Азеф, с тем её морем, которое поглотила, например, испанская инквизиция и которое нельзя даже приблизительно выразить цифрами, — потому что если эта инквизиция сожгла 340 тысяч человек, то она загубила косвенно многие их миллионы и на несколько веков обессилила мозг и тело великой нации… А во что обошлась человечеству в эпоху своего отмирания вся католическая идея, одним из многих проявлений которой была сама инквизиция? Очевидно, что упыри безличные заслуживают внимания гораздо больше, чем персональные, — и что кроме того вообще, исследуя их мрачное царство, надо постоянно различать их по степени их значительности, широты их влияния. С другой стороны, так как отживание различных элементов социального целого, их заражение смертью происходит не сразу, а постепенно, то следует различать также степени вампиризма в смысле его глубины и законченности. Степени эти бесконечно разнообразны, и существуют промежуточные формы, в которых живое и мёртвое смешано настолько, что зачастую очень трудно определить, какой из двух областей они больше принадлежат… В иерархии мира упырей высшее место должно принадлежать такому, влияние которого на жизнь человечества разливается всего шире и имеет безусловно омертвляющий характер. И, конечно, не среди человеческих личностей мы его найдём, а среди могучих социальных сил, движение которых увлекает, как пылинки, человеческие атомы. Величайшие социальные силы — это те, которые заложены в самом строении общества, в основной его организации. Это именно принципы общественной организации. Благодаря жизненной связи социального целого, их действие простирается на все его области, сказывается на деятельности и на судьбе всех его элементов… Всё богатство  трудовых связей в обществе может быть сведено к трём формам и их сочетаниям… В современном обществе преобладает индивидуалистическая форма; она накладывает свой отпечаток и на сохранившиеся ещё в значительной мере отношения авторитарные (иерархия государства, предприятия, семьи и т.п.), и на быстро развивающиеся коллективистические… Тут исполняется старое предание: из кого упырь высосет кровь, тот сам станет упырём. В ком авторитет вытравил дух инициативы и творчества, тот сам становится слугою отжившего принципа, в какие бы прогрессивные идеи не верил на словах. В историческом ходе борьбы авторитета с индивидуализмом произошёл за XIX век глубокий поворот, — когда на арену истории выступил третий культурный принцип — коллективизм…

1910

 

…Постройка сложных, расчленённых жилищ у термитов и муравьёв, скотоводство у многих муравьёв, которые содержат травяных тлей в виде дойного скота, — факты общеизвестные; найдены и зародыши земледелия у некоторых американских видов: выпалывание трав вокруг пригодных в пищу злаков; очень вероятно, что и у людей таково было начало земледелия. Так же вполне установлено разведение съедобных грибков внутри муравейников муравьями-листогрызами в Бразилии. Широкое сотрудничество и сложное разделение труда у социальных насекомых опять-таки всем известны; правда, там разделение труда, главным образом «физиологическое», т.е. связанное прямо со специальным устройством организма разных групп — рабочих, воинов и т.п.; но надо заметить, что и у людей первоначальное разделение труда было именно физиологическое, основанное на различии мужского и женского организма, взрослого, детского и старческого. Общий характер организации муравьев — матриархально-родовой быт; при этом мать является не руководительницей работ, не властью в своей общине, а её живой, кровной связью; есть много оснований предполагать, что такова же была роль прародительницы в первобытных формах матриархата у людей. Наблюдаются у муравьёв даже явления, аналогичные социальным человеческим порокам, в частности алкоголизм. Во многих муравейниках живут гости-жучки, Atemeles, Lomechusa и др., за которыми хозяева ухаживают и которых содержат ради того, чтобы наслаждаться какими-то приятными для них эфирными выделениями этих жучков. Результаты получаются также аналогичные тому, что у людей: частичное, а иногда и полное вырождение целых муравейников. Таков организационно-культурный параллелизм, создавшийся при вполне самостоятельном развитии обеих сторон: можно считать несомненным, что те общие предки, от которых произошли люди и насекомые, вовсе не были социальными животными…

1913

 

…В нашу эпоху господствует культура индивидуалистическая; её атмосфера неблагоприятна для нашего метода и точки зрения, лежащей в её основе. Трудовой коллективизм, их истинная почва, ещё только пробивается в жизни. Когда он победит, тогда будут устранены трудности и препятствия, стоящие теперь на пути коллективизма физиологического, тогда наступит его расцвет. Но пока — недостаточно ждать этой победы, — надо иметь твёрдую волю к ней. Трудности и препятствия существуют для того, чтобы их преодолевать. Работать, исследовать!..

1927

 

…В бесконечном, безжизненном пространстве эфира движутся исполинские тела. Их размеры, расстояния, скорости превосходят всякое человеческое воображение. Вся жизнь, которую мы знаем, тончайший слой плесени на поверхности одного из таких тел — планеты «Земля», — из числа наименьших между ними. Силы, несоизмеримые с нашими силами, периоды развития, несоизмеримые с временем нашего опыта… Это один ряд событий.

Мысли приходят, ассоциативно сцепляясь, в сознание астронома, недоступные ничьему объективному наблюдению, никакому постороннему контролю, как если бы они были вне пространства и вне действия физических сил… Это другой ряд событий.

Движение руки при посредстве пишущего орудия обуславливают на листе бумаги, лежащей перед астрономом, цепь комбинаций из чёрточек и точек. Третий ряд.

Что общего между тремя рядами явлений? Их элементы настолько различны, насколько возможно различие во вселенной, количественное и качественное: астрономические тела, образы сознания, чёрные значки. Их связи разнородны также в наибольшей возможной степени: там — ньютоновское тяготение, тут — психическая ассоциация, здесь — соседство и последовательность расположения на поверхности бумаги. Как может что-либо получиться из сочетания этих трёх рядов, несоизмеримых и несравнимых? Мы засмеялись бы над человеком, который соединил бы вместе булыжник, мечту и телеграфный сигнал. Но перед нами комбинация того же типа и характера; в её результате — одно из обычнейших чудес науки и точное предвидение факта в близком или далёком будущем.

Тайна природы побеждена; но на сцену выступает тайна самой победы — тайна науки…

1913

 

…Науки различаются не предметом (для всех один и тот же весь мир опыта) и не методами (одни и те же по существу организационные), а по «точке зрения» по центру координат исследования. Тектология же есть наука с произвольно переменным центром координат, или всеобщей точкой зрения…

1922

 

Возможно установить общие методы и закономерности, по которым самые различные элементы вселенной организуются в комплексы. Это положение даёт основу для той великой новой науки, которая придёт на смену философии, чтобы разрешить непосильные для неё задачи, — новой науки, с помощью которой человечество сможет планомерно организовать по всей линии свои творческие силы, свою жизнь… Та же наука впервые создаст настоящие мировые формулы, — не абсолютную мировую формулу, о которой мечтал Лаплас, не формулу, которая охватывала бы вселенную во всей сложности, но и сама была бы сложна, как вселенная, — а иные, практические формулы: те, которые дадут возможность планомерно овладеть какой угодно совокупностью данных элементов мирового процесса. Философия доживает последние дни. Эмпириомонизм — уже не вполне философия, а переходная форма, потому что он знает, куда идёт и кому должен будет уступить место. Начало всеобщей новой науки будет положено в ближайшие годы, её расцвет возникает из той гигантской, лихорадочной организационной работы, которая создаст новое общество и завершит мучительный пролог истории человечества. Это время не так далеко…

1911

 

…Тектология должна выяснить, какие способы организации наблюдаются в природе и в человеческой деятельности; затем — обобщить и систематизировать эти способы; далее — объяснить их, то есть дать абстрактные схемы их тенденций и закономерностей; наконец, опираясь на эти схемы, определить направления развития организационных методов и роль их в экономии мирового процесса…

1922

 

…Пережитые годы годы великой дезорганизации, как и великих организационных попыток, породили во всём мире острую потребность в научной постановке вопросов организации. Развиваются частичные прикладные науки этого типа — об организации мастерской, об организации предприятия, учреждения вообще, армии… Всё сильнее начинают чувствовать недостаточность и шаткую эмпиричность этих попыток, необходимость расширить задачу, хотя не доходят до мирового её масштаба и универсальных закономерностей... К счастью, по-видимому, всё же не придётся ждать, пока европейцы самостоятельно повторят то, что уже сделано. По крайней мере, в России я с большой радостью могу констатировать, что моя надежда на присоединение товарищей соработников, наконец, оправдалась. Ряд молодых — и даже не только молодых — учёных определённо пошли по пути тектологического исследования, применяя его методы и наиболее установленные выводы к различным живым вопросам практики и науки: о государственно-хозяйственном плане, о программах и приёмах педагогики, об анализе переходных экономических форм, о социально-психологических типах и проч. В литературе пока результаты ещё по количеству невелики, но работа идёт — работа жизненная, упорная и убеждённая…

1921

 

…У кого есть ум, чтобы понимать, и воля, чтобы реагировать, для того не может остаться сомнений: необходимо собрать и стройно связать разрозненный организационный опыт человечества — необходима всеобщая организационная наука…

1916

 

…Для слабонервных натур картина бесконечного процесса, без всякого неизменного субстрата, без всякой успокоительно-устойчивой опоры, в которой усталое воображение могло бы всегда найти верный, не подлежащий нарушению отдых, — для слабонервных натур такая картина невыносима, и они готовы пожертвовать и логикой, и опытом, чтобы только избавиться от мучительного головокружения. Но слабонервность всегда и была злейшим врагом строгой истины...

1906

 

…Если познание должно выражать жизнь и служить ей, то ясно, что время тектологии настало и работа над ней теперь — самая насущная из всех научно-теоретических задач…

1917

 

...Наибольшая скорость и энергия прогресса, наибольшая его разносторонность и гармоничность могут быть достигнуты только в таком обществе, которое своей социальной формою будет иметь товарищеское сотрудничество, своими рамками — границы человечества. Там силы развития станут беспредельны...

1905

 

…Философская книга Ильина («Материализм и эмпириокритицизм» Ленина) прямо поражает всюду проникающим её духом слепой, наивной веры в авторитеты. Для него любой вопрос окончательно и бесповоротно решается подходящей цитатой из Маркса или Энгельса. Он даже не представляет себе возможности мыслить по иному типу… Сам Ильин считает себя последовательным и выдержанным, архиортодоксальным марксистом. Но это иллюзия. В действительности, его взгляды смутны и «эклектичны», полны смешением разнородного… Из всех устарелых идей плехановской школы он с наибольшей энергией уцепился за наиболее безнадёжную, наиболее отжившую — «абсолютную истину»; но и тут не мог свести своих мыслей, по крайней мере, к единству… Ильину чужды такие обширные и важные области труда — знания, как техника и естественные науки. Но именно в этих областях вырабатывается наиболее строгое и чистое понимание закономерности, необходимое для исследования вопросов общей теории, социальной и философской. Очень мало знакома ему также история культуры, материальной и идейной. А именно она есть школа действительного историзма и настоящей, не словесной только диалектики. Кто серьёзно изучал историю культуры и вдумывался в неё, тот в наше время не стал бы проповедовать варварского представления об абсолютных и вечных истинах. По своим знаниям, В. Ильин почти всецело специалист: они сосредоточены в сфере политической экономии капитализма и его политики. Такой кругозор узок и недостаточен не только для решения широких задач теории, но и для решения тех практических вопросов, которые особенно трудны по своей новизне и по сложности условий. В обоих случаях Ильин оказывается не самостоятельным, исследующим мыслителем, а человеком грубых шаблонов… Мне скажут: Ильин ничего не знал об организационной науке и её приёмах. Да, не знал; но и Максимов, его предостерегавший, тоже не имел ещё о ней понятия. Но он обладал некоторым организационным опытом и думал над ним. А кроме того, он не смотрел на коллектив, как на шахматную доску, на которой можно по произволу переставлять фигуры, или как на объект для хирургических опытов. В хорошее время Ильин был человеком большой и полезной работы; в плохое, трудное время он стал человеком тяжёлых ошибок. Но в его характеристике не это — худшая черта. Ещё сильнее поражают его бешеная ненависть к свидетелям и способы борьбы против них… Для великого класса, в котором живёт чистый порыв и высокий идеал, культурно недопустимы приёмы борьбы мелкие, грязные, унижающие. Но, кроме беспринципности в выборе средств, у него есть более глубокая черта расхождения с новой культурой. Это его авторитаризм. Я говорю не просто о грубой властности характера — недостатке, который может быть уравновешен и исправлен влиянием товарищеской среды. Я имею в виду самый способ мышления… Если слова «пролетарская культура» имеют разумный смысл и если смысл этот заключается в товарищеском духе, всё более проникающем в отношения людей, их действия и их сознание, то наивный, детский феодализм мысли несовместим с пролетарской культурою. Этим предопределяется конечная судьба Ильина, как идейного и политического деятеля…

1914

 

…Там, где мы встречаемся с людьми, которые говорят нам, что нельзя жить без идолов и фетишей, без абсолютного и непознаваемого, надо твёрдо помнить, что это те люди, которые стремятся быть рабами или иметь рабов...

1906

 

...Посмотрите — у них был только один человек — и из него они сделали бога, т.е. врага человечества, его труп они бросили, как преграду поперек пути истории...

1925-1927

 

…Человечество в своём развитии идёт к социализму, и торжество социализма неизбежно, как неизбежен восход солнца и смена ночи — днём…

                                                                            1917

 

 

 

 

 

eXTReMe Tracker