Политология

 

English

Терминариум

Тектология

Философия

История

Культура

Искусство

Политология

 

 

 

 

 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

s_kostov@ngs.ru

 

 

© kostov.ru

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК ТЕКТОЛОГИЧЕСКИЙ АКТ

Костов С.В.

Новосибирский государственный университет

 

Развитие любой сформировавшейся системы происходит по простой тектологической схеме: «дифференциация – контрдифференциация». Из истории человечества известно, что самыми устойчивыми социальными образованиями были системы, основанные на авторитаризме. Авторитарная система — это коллектив, построенный на авторитарном сотрудничестве, на власти-подчинении, т.е. на руководящей роли одних и исполнительской роли других. Такими были патриархальная родовая община, феодальное общество, крепостная и рабовладельческая организация, полицейско-бюрократическое государство; такой же характер имеет современная армия, а в самом малом масштабе — семья; и наконец, на власти-подчинении построено современное предприятие. Авторитарная система имеет свою «ахиллесову пяту», свой самый слабый комплекс, — это её центр управления (эгрессор), уязвимость которого порождена внутренним противоречием между ним и периферией. Суть этого противоречия в том, что организаторская функция, т.е. структурное приспособление всей системы, зависит всецело от индивидуального мозга авторитета, или властителя, тогда как масштаб организационной жизни коллективный. Следовательно, частичная и хотя бы кратковременная индивидуальная недостаточность отражается на всем коллективе, иногда непоправимо или даже гибельно. Такого рода системную уязвимость в тектологии выражает принцип минимума, согласно которому устойчивость системы напрямую зависит от устойчивости самого слабого её комплекса. Исторически за весь период своего развития авторитарная система уже прошла стадию дифференциации и в настоящий момент находится в стадии контрдифференциации, т.е. интеграции в новое устойчивое образование. Иными словами, эпоха индивидуализма, которую мы сейчас переживаем, неустойчива в силу того, что является переходной стадией между двумя равновесными системами, авторитарной старого образца с центром управления — индивидуальным мозгом, и нового образца с коллективным центром управления. Претенденты на роль глобального эгрессора интегрируют все существующие социальные системы, т.е. все старого образца авторитарные общества, в единое глобальное целое с новым типом авторитаризма, но так же, как и старое, внутренне противоречивое.

С 1917 г. по 1991 г. процесс контрдифференциации имел две тенденции, арогеничную и катагеничную, т.е. по сути было две контрдифференциации: одна глобализировала общество в единое арогеничное целое, в котором соблюдалась когерентность интересов центра и периферии, т.е. цели их были одинаковы, а другая — в единое катагеничное целое с некогерентным развитием центрального и периферических комплексов. До 1941 года доминировала вторая тенденция, которая после обострения в 1941-1945 гг. потеряла свои лидирующие позиции, в силу чего с марта 1946 до 1991 гг. между двумя конкурирующими тенденциями установилось «холодное» противостояние, но когда, начиная с марта 1985 г., сыграл наконец-то свою роковую роль принцип минимума, первая тенденция утратила свои паритетные позиции, и с 1991 г. вновь стала доминировать глобальная тенденция катагеничного типа. Однако в случае полного её успеха, причём независимо от того, какой конкретно сценарий при этом будет реализован, созданная глобальная система будет заведомо неустойчива в силу всё той же присущей ей внутренней противоречивости, и, как следствие, возможны два исхода исторического развития глобальной цивилизации: либо её крах, либо переход к устойчивой авторитарной системе с центром, арогеничным периферии. В тектологии такой переход называется системной гармонизацией, в результате которой социальная энтропия минимизируется и вся социальная энергия, которая до этого тратилась на внутреннее противоборство центра и периферии, инвертируется на борьбу с внешней природой для более успешной к ней адаптации. Такая система с минимальными внутренними противоречиями в тектологии называется синергичной: в ней реализуются условия системной устойчивости (перевес ассимиляции над дезассимиляцией и синергии над диссипацией, т.е. внутрисистемного согласования над противоречиями) и условие организационной симметрии (внутри- и внесистемные отношения выстраиваются на взаимодополнительной основе). Описанный выше процесс системогенеза «дифференциация – контрдифференциация» — это единый тектологический акт, в котором «холодное» противостояние двух самых активных и самых крупных интеграций глобального общества — всего лишь один из организационных моментов, воспринимаемый нами как некая эпоха лишь в сопоставлении с периодом жизни одного поколения. Тектологически этот момент характеризуется огромной растратой внутренней энергии на социальное противоборство, что задерживает в целом развитие всей социальной системы, значительно снижая этим её адаптацию к постоянно изменяющимся внешним условиям. Между тем, они могут настолько неблагоприятно для неё измениться, что система попросту не успеет к ним приспособиться: либо не выработает для этого соответствующей формы адаптации, либо у неё не будет для этого средств. Наличие огромных трат на социальное противоборство свидетельствует о незрелости человечества как разумной расы.  

Если человечество, интегрируемое в единое целое, намеревается комфортно обустроиться в непрерывно изменяющейся внешней среде, оно должно вступить в борьбу за своё существование как разумная раса, экономно и целесообразно используя имеющиеся в её распоряжении средства, а не распылять их на внутренние «разборки», сокращая этим потенциал собственного развития. Огромную трату социальной энергии несёт с собой уже сам процесс формирования центра вообще, не говоря уже о его катагеничности, но ещё более грандиозные траты сулит в будущем само существование такого центра. Человечество с таким «мозгом» можно сравнить с наркоманом, а точнее, с сумасшедшим. С энергетической точки зрения отношение социальной энергии, используемой человечеством целесообразно, ко всей затраченной энергии можно сравнить с КПД парового двигателя — отсюда и соответствующие темпы его развития: образно говоря, ползём и гадим. С таким эволюционным двигателем человечеству не выжить. Оптимально надёжен, одновременно и спасителен только арогеничный вариант глобальной цивилизации с центром, когерентным периферии, т.е. всему человечеству в целом.

 

 

2009 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

eXTReMe Tracker