|
Философия |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|
![]()
ГЕГЕЛЬ ФИЛОСОФИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ДУХА // резонанс монархиста // Костов С.В. Новосибирский государственный университет
Дух – это бесконечное, однородное «чистое тождество, которое во второй фазе отделяется само от себя и делает эту вторую сторону своей противоположностью, а именно как существование для себя и в себе, противопоставляемое всеобщему».
русская монархия идеологическая формула Бог Православие Народ Монарх Народность Самодержавие
Этическое отношение гражданина к государству, по Гегелю, аналогично отношению глаза к целому (живому телу): на своём месте гражданин есть часть ценного целого, но изолированный он бесполезен, так же как изолированный глаз. Ирония Рассела по этому поводу не только неуместна, но и глупа. Цитата: «Мы оцениваем глаз как средство зрения. Зрение может быть средством или целью. Оно средство, когда показывает нам пищу или врагов, цель, когда оно показывает нечто, что мы находим прекрасным» (Рассел Б. История западной философии: В 2 т. Новосибирск, 1994. Т. 2. С. 230). В последнем случае это тоже средство, а не цель: средство, чтобы увидеть прекрасное и отличить от безобразного в сравнении. К тому же сама цитата – образец словоблудия: в сжатой формулировке из неё следует, что глаз – это средство средства или средство цели. Но это мелочи. Более интересен вопрос: существуют ли граждане ради государства или государство ради граждан? Гегель утверждает первое. Локк – второе. «Троица» утверждает третье: оба правы, но необходима гармония между правом гражданина, его долгом и обязанностями. Гармония в этой троице возможна, если они – производные единого целого, т.е. единой идеологии:
долг
Соблюдая меру, можно добиться прочного и справедливого отношения «государство – гражданин». Понятно, что такое государство можно трактовать как «сверхличность, составленную из личностей, как тело состоит из органов, и превосходит своих граждан, как тело превосходит глаз». Понятно, почему брызжут слюной демократы: им с их плюрализмом нет места в таком государстве; такие не хотят быть сухожилием, мышцей или кожей, мало им быть и глазом, такие хотят быть и ухом, и брюхом, и мозгом, т.е. и покушать, и послушать, и порулить; но как нет такого органа «ухоглазобрюха» или «ухомозгобрюха», то нет и места демократу в монархии.
национальный дух
Понятно, в каком случае такое государство будет неустойчиво: 1) если единое национальное тело (т.е. нация) будет размыто инородными элементами: инородцами-неассимилянтами; 2) если национальное государство будет не монархией, а демократией, например; 3) если национальный дух будет размыт иноверием, инакомыслием (по-русски чужебесием). Уместно вспомнить русских дворян, проводников западного менталитета: сначала это были единицы, Пётр I создал эпицентр этой «чумы» (Петербург), Екатерина II внедрила в губернии, декабристы уже покушаются на монархию; далее эпидемия охватывает разночинную интеллигенцию и русская монархия коллапсирует.
абсолютная истина
P.S. Таков взгляд современного монархиста на государственную и национальную проблематику, поднятую немецким философом.
P.P.S. С позиций тектологии все эти философствования о национальном духе, государстве и т.п., как и сама, собственно, философия, – гроша ломаного не стоят: все народы и нации, объединённые в одно товарищество, всё человечество, синергизированное в единый глобальный коллектив, – вот единственное разумное, т.е. научное решение всех существующих проблем на Земле, всех противоречий во взаимоотношениях между людьми и в отношениях между ними и Космосом. 1998 г.
|