История

 

English

Терминариум

Тектология

Философия

История

Культура

Искусство

Политология

 

 

 

 

 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

s_kostov@ngs.ru

 

 

© kostov.ru

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вторая администрация Клинтона (1997—2001 гг.)

 

          2000 год – последний год пребывания у власти администрации Клинтона. Вторая администрация Клинтона по общим критериям – естественная преемница первой, но есть и существенные отличия.

         Общая конфигурация политики второй администрации Клинтона отчетливо обозначена в его докладе «Стратегия национальной безопасности для нового века», в котором президент недвусмысленно заявил: «Наш стратегический подход признает, что для обеспечения безопасности дома мы должны быть лидером во внешнем мире, но мы не сможем быть лидером за рубежом, если мы не будем сильны дома».


           Эта же политическая конфигурация была подтверждена и в известной речи Клинтона «Внешняя политика США в XXI в.», произнесенной им в Сан-Франциско 26 февраля 1999 г.: «Мы обязаны уверенно принимать на себя ответственность, идя на риск ради мира… Мы должны стремиться придать человеческое лицо глобальной экономике… Мы должны рассматривать наше руководство в мире не как бремя, а как желанную возможность. История XXI века может стать чудесной, но первую главу суждено написать нам» [1]. По существу была провозглашена строго сбалансированная программа единоличного лидерства США в глобальной геополитике, осуществляя которую, вторая администрация Клинтона сделала ставку на взаимную согласованность своей внешней и внутренней политики: внешняя политика США подчинена внутренней и наоборот при общем приоритете геополитических амбиций.

          Успехи второй администрации Клинтона (ВАК):

  1. 3%-ый в среднем и более прирост ВВП (показатель выше, чем в других развитых странах). NB: величина и стабильность этого показателя в течение всего президентства Клинтона – случай небывалый в истории США: это один из самых длительных периодов экономического процветания государства.
  2. Уровень инфляции ниже 2% в год.
  3. Доля США в мировом доходе составила 22%. NB: учитывая, что на США приходится всего 4% населения, такой нехилый кусок от мирового пирога обеспечивает американцам один из самых высоких уровней жизни в мире – на 27% выше, чем в Японии, и на 41% выше, чем в Германии (из речи Клинтона 3 декабря 1999 г.).
  4. Резкое падение безработицы (от 7,5% в 1992 г. до 4,5% в 1998 г., что в 1,5 раза меньше, чем в развитых странах). NB: это самый низкий показатель в США за последние 30 лет. За семь лет президентства Клинтона создано более 20 млн. новых рабочих мест, из них треть – в информационном секторе.
  5. Бедность в США сократилась до наиболее низкого уровня за 20 лет.
  6. Ликвидирован дефицит федерального бюджета (впервые образовался профицит, чего не наблюдалось с 1955 г.). NB: В 1998 г. профицит бюджета составлял 1,3 % ВВП, а в 2000 г. его рост устремился к 2%. Таким успехом не может похвастаться ни одна из крупных держав мира.
  7. Значительное сокращение государственного долга. Если в 1993 г. долг составлял 68% ВВП, то в 1999 г. он сократился до 57%. NB: Это осуществлено за счет достигнутого экономического роста, а не за счет урезания социальных программ.
  8. Рост военных расходов с 1999 г., что позволяет переоснастить американские вооруженные силы оружием шестого поколения. В военной области впервые достигнут колоссальный отрыв США от других стран. NB: Несмотря на то, что американские военные расходы составляют 3% ВВП при среднемировом – 2%, по размерам затрат на оборону США превосходят Японию, Китай, Германию, Францию, Англию и Россию, вместе взятые: на долю США приходится примерно 35% мировых военных расходов и 75% затрат на оборонные НИОКР (причем ВАК, придерживаясь военной доктрины обеспечения «свободы от нападения и свободы для нападения», ставку делает на новейшие информационные технологии).
  9. Усиление НАТО с присвоением функций ОБСЕ. NB: Принятая на вашингтонском саммите в апреле 1999 г. новая стратегическая концепция НАТО ставит во главу угла обеспечение «общих интересов» западных государств, в том числе «проецирование силы» в глобальных масштабах. Эта концепция была опробована на практике в ходе войны против Югославии в марте–июне 1999 г., чем был создан прецедент использования Североатлантическим альянсом военной силы в целях, противоречащих международному праву, включая Устав ООН и даже Вашингтонский договор 1949 г. (о создании НАТО). Подменяя Совет Безопасности ООН и ОБСЕ, НАТО фактически пытается действовать в качестве самозванного мирового полицейского, а не в интересах самообороны против агрессии. В 2000-й год НАТО вступает, развернув на постоянной основе почти 100-тысячную группировку на Балканах – в Боснии, Косово, Албании, Македонии. Одновременно начался процесс расширения блока НАТО, в состав которого были включены Польша, Чехия и Венгрия. В список потенциальных членов альянса входит еще десяток восточноевропейских государств. Кроме того, 25 стран участвуют в программе «Партнерство ради мира», а 50 государств входят в Совет евро-атлантического партнерства, которые также контролируются НАТО.
  10. Доведен до конца начатый еще при президенте Дж. Буше процесс ядерного разоружения трех бывших советских республик – Украины, Казахстана и Белоруссии. Немало было сделано и для финансирования разоружения Российской Федерации по программе Нанна–Лугара.
  11. Создание НАФТА, позволившего США с помощью Канады и Мексики уравновесить растущую экономическую мощь Европейского Союза.
  12. Принят курс на создание «экономического НАТО» (евро-атлантического рынка) и такую же экономическую интеграцию в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТЭС).
  13. Усиление функций ВТО (создана в 1995 г.) в сфере регулирования мировых торгово-экономических связей. NB: В рамках соглашений ВТО по торговле услугами отменены таможенные барьеры примерно на 100 видов различных услуг. На конференции ВТО 1996 г. по инициативе США было подписано соглашение по информационным технологиям, охватывающее рынок стоимостью 600 млрд. долл. Это соглашение предусматривает отмену 45 странами в 2000 г. таможенных пошлин на компьютеры, программное обеспечение и телекоммуникационное оборудование. В 1997 г. было заключено соглашение с участием 69 стран (на их долю приходится 95% мирового рынка) по либерализации рынка информационных технологий. В декабре 1997 г. было также подписано соглашение о либерализации рынка финансовых услуг, участниками которого стали 102 государства.
  14. Улучшение китайско-американских отношений. NB: В ноябре 1999 г. ценой обоюдных уступок достигнуто соглашение о вступлении Китая в ВТО.
  15. Рост внешнеторгового оборота. В конце 1990-х годов доля внешней торговли в американском ВВП достигла самого высокого показателя за всю историю США – 25%. Экспорт вырос в 1998 г. до 966 млрд. долл., а импорт – до 1,116 трлн. долл. Это означает, что американцы потребляют больше импортных товаров и услуг, чем экспортируют за рубеж (соответственно 13% и 11%). По существу, весь мир сегодня работает на США, обеспечивая клинтоновское процветание.
  16. Приток капитала достиг колоссальных размеров. Положительное сальдо движения капитала превышает 100 млрд. долл. в квартал.
  17. Возросла степень интеграции США в глобальный рынок, что позволяет обеспечивать собственное процветание за счет американского господства в мировой финансово-экономической системе.
  18. Впервые в мировой истории создан фундамент «информационной цивилизации» в форме «компьютерной демократии». NB: При Клинтоне началось бурное развитие новейших информационных технологий. Свыше половины пользователей Интернета живет в Соединенных Штатах. Интернет стал средством не только общения, но и торговли. Достаточно сказать, что в 1998 г. объем электронной торговли по Интернету в США составил 50 млрд. долл., а в начале следующего десятилетия этот показатель может увеличиться в 30 раз.

           «Проколы» второй администрации Клинтона (ВАК):

  1. Импичмент. NB: В историю США Билл Клинтон войдет как второй после Эндрю Джексона президент, который подвергся процедуре импичмента. И хотя Клинтону удалось сохранить за собой Белый дом, однако его новый имидж секс-озабоченного кобеля существенно подмочил его репутацию как безупречного во всех отношениях государственного деятеля. Не случайно при весьма высокой поддержке политики второй администрации уровень доверия к самому Клинтону упал до крайне низких показателей.
  2. Поражение в Сиэтле (западноевропейские лидеры отвергли приглашение Клинтона приехать на конференцию ВТО в Сиэтле в декабре 1999 г.). NB: Главная причина бойкота этой конференции – разлад в отношениях между США и ЕС.
  3. Пробуксовка в реализации концепции «экономического НАТО». Причина: желание западноевропейцев освободиться от излишней экономической опеки США.
  4. Провал ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний в октябре 1999 г. NB: Администрация Клинтона потерпела унизительное поражение после того, как республиканское большинство, руководствуясь интересами межпартийной борьбы, заблокировало ратификацию договора. Неспособность Белого дома обеспечить поддержку конгресса в этом ключевом вопросе существенно подорвала международный престиж Вашингтона.
  5. Неизбежный политический негатив войны в Югославии. NB: И без того негладкие отношения между американцами и западноевропейцами обострились. Югославский кризис только ускорил процесс создания валютного союза и усиления роли ЕС, а в перспективе – процесс роста его политических и военных функций в начале следующего века.
  6. Одновременное обострение отношений и с Россией, и с Китаем, что противоречит элементарным законам геополитики. Причины сбоя в российско-американских отношениях: а) неспособность России оплачивать долги западным кредиторам и нежелание ВАК обсуждать их долгосрочную реструктуризацию; б) возобновление со стороны ВАК практики экономических санкций как по политическим причинам (например, сотрудничество России с Ираном), так и под предлогом демпинга; в) решение ВАК о расширении НАТО на восток; г) жесткая позиция ВАК по вопросу о войне в Чечне; д) разногласия по югославскому вопросу; е) развертывание американской системы ПРО; ж) нежелание ВАК интегрировать Россию в систему главных западных институтов из-за ее несоответствия экономическим и политическим критериям, принятым на Западе. Причины сбоя в китайско-американских отношениях: а) развертывание американской системы ПРО создает общую стратегическую угрозу для Китая; б) проблема прав человека; в) тайваньский вопрос.
  7. Раздоры в лагере союзников (раздрай не только между развитыми и развивающимися странами (по вопросам трудовых и экологических стандартов), но и между американцами, с одной стороны, и западноевропейцами и японцами – с другой), которые поставили под угрозу всю клинтоновскую стратегию глобализации под контролем США.

          Вывод:
          Общая оценка деятельности ВАК:

  1. Создан хороший задел для следующей администрации. NB: Хотя, конечно, нельзя исключить и возможного в будущем резкого ухудшения экономической ситуации в США в результате очередного циклического спада, о «неизбежности» которого говорится в последнем докладе МВФ. Ряд экспертов предупреждает и о катастрофических последствиях прорыва «биржевого пузыря», когда новый финансовый кризис может далеко превзойти знаменитый крах на Уолл-стрит в 1929 г.
  2. Укреплены доминирующие позиции США в четырех приоритетных областях мировой власти: в военной области, в  экономике, в области науки и техники, а также в области культуры. Все это дает реальную возможность США «написать первую главу истории XXI века», как выразился Клинтон, но не более того.
          

          Примечания:

          1. Клинтон Б. Внешняя политика США в XXI в. // Экономическая газета. 1999. №№ 10, 11.

 

2000 г.

 

eXTReMe Tracker